Если на фильм нет денег, это вовсе не означает, что одежда персонажей будет случайной. Актёры в чём пришли - то и ладно.
На крупных исторических полотнах костюмы делают целые швейные армии, возглавляемые мощным дизайнером и толпой консультантов. На фильмах неисторических дизайнеры костюмов тоже нужны. Потом их имена гремят на весь мир. Юбер Живанши придумывал платья и шляпки к «Завтраку у Тиффани», а теперь один силуэт этой шляпки с лицом под ней и непременным мундштуком узнают даже те, кто фильм не смотрел.
Ну а со студенческим кино, конечно же, такого не бывает. Там другие вопросы: где камеру взять да как бы локацию найти такую, чтобы не выгнали.
Всё так, но мы решили по-другому. В нашем кино про тульп будут костюмы. И пускай зрителю этот факт в глаза не бросится, да и вообще вряд ли кто-то обратит внимание, что там за футболка на герое... Это было важно нам самим.
Как известно, как только актер надевает какой-нибудь камзол или платье с корсетом, его манера себя вести сразу преображается, а внутреннее ощущение меняется. Об этом пишут даже люди из массовки, которых обрядили только для того, чтобы они на размытом фоне чай пили. Одежда очень влияет на умонастроение. Если актёр просто придёт в своей рубашке - это одно, а если он придёт и наденет рубашку, в каждой клеточке которой заключен смысл - это будет пусть немного, но другое.
Поэтому несколько недель до начала съёмок мы с актёрами дружно разбирали, во что будет одет главный герой, почему он так одет и что всё это значит. У главного героя было целых семь нарядов, но об этом попозже. Сейчас давайте глянем на его третью тульпу по имени Борислав Иванович.
К именам мы отнеслись примерно так же, как к костюмам. Если герой - Борислав Иванович, то это не просто так. Это должна была быть солидная, слегка медлительная тульпа, очень положительная, очень основательная: у неё всегда своё мнение, но они основаны на традициях. Традиции - превыше всего. И практичность. Борислав Иванович не должен быть старым, но и слишком молодым тоже. Молодость легковесна. Мы решили, что ему нужно выглядеть, как Чичикову, то есть возраста неопределённого.
Поэтому мы одели его в костюм. Но только наполовину. Сверху вид классический: пиджак, вязаная жилетка (а вдруг холодно?), светлый воротник рубашки в уютную крапинку, а снизу - потёртые джинсы.
Борислав Иванович появился в качестве тульпы-дворецкого, и сразу принялся заботиться. То яишенку в постель принесет, то кровать заправит. Без зонта он на улицу не выйдет - а вдруг дождь? Ну и что, что там солнце светит. Надо быть готовым ко всему. Уж такой у него характер. Так у Борислава Ивановича появились два атрибута: домашний фартук и зонт.
Атрибуты тоже не могут быть какими придется. Можно и зонт ведь взять простой, чёрный. Как у всех мужчин. Но наш Борислав Иванович не был всеми мужчинами. Он был тульпой и настоящим джентльменом. Как джентльмену, мы выбрали ему зонт-трость, а как тульпе, то есть порождению фантазии, вышедшему из мечты о единорогах, предложили трость в розово-лиловую полоску.
Фартучек должен был не просто символизировать хозяйственность. Это слишком простая роль. Мы решили, что будет классно, если фартук ещё и покажет, какая огромная получилась тульпа. Тим же так старался, визуализировал. Вот и результат. Актёр Дима был, конечно, высок и плечист, но нам хотелось большего. Классика жанра: «правильное пальто и низкорослый друг». Друг в нашем случае - это тульпа номер один, хрупкая девушка. Я просила Борислава Ивановича всё время держаться ближе к ней, и не забывать про свой характер: дворецкого и джентльмена. Борислав Иванович не забывал и подавал её ручку. Очень галантно.
А вместо правильного пальто у нас был фартук. Он должен был быть крошечным. Я нашла у себя такой, который был слегка мал даже мне, а у меня рост 164. Бедному Диме пришлось ужаться и влезть в этот глупенький фартук. На съёмках он даже не мог его самостоятельно завязывать или развязывать, настолько фартук его стеснял. Кокетливый красный бантик в отделке подчёркивал комичность ситуации. Таким образом, Дима стал казаться ещё больше и слегка неуклюже - трудно жить большому человеку в нашем маленьком мире.
Предложенные обстоятельства помогали актёрам играть. После того, как я назидательно погрозила пальчиком в сторону зонта, фартука и вязаной жилетки, попутно объяснив, зачем они, Дима начал вживаться в образ и уже самостоятельно придумывать чёрточки и штришки своему персонажу. Например, он сказал: «Давайте я зонт на улице сначала над Тимом буду носить, а потом (но не сразу), всё-таки пойму, что дождя-то нет! И зонт закрою». Затем он проникся бантиками и дурацкими фартуками и предложил в одном из кадров убирания кровати доставать из-под одеяла морковку - гулять так гулять, пусть вокруг будет побольше дурацкого.
Так при минимуме репетиций (две) и участии в фильме людей, которые вообще не актёры, удалось добиться от них не просто заучивания текста, но начала работы над образами. Полезная вещь - выбор одежды!