![](http://img856.imageshack.us/img856/7974/a6lhd5wp.jpg)
Сел смотреть Year One. В нос сразу тычут Вики Вейл. Лезу в комикс, проверяю имя - Джеки. (Вот и "Аркхем Сити" такой же: нужно сразу всех-всех-всех затащить в один кадр и ждать, когда само всё станет круто.) Затем вдруг - упоминание Аркхэма, которого не было в оригинале. "Почти безымянный" в оригинале мафиозо становится "тем самым" боссом Фалькони. Селина в фильме неожиданно выведена весьма сильным противником сразу же. Там, где в комиксе первая встреча кончилось фразой "Всего лишь карате" и хуком в челюсть, фильм играет козыря и демонстрирует достаточно длинный и, главное, равный бой. Эффектность - хорошо, а все схватки тут и впрямь на высоком уровне, избавлены от скобок комикса. Но зачем нужно было делать именно здесь и именно так, мне непонятно. Зритель без нужного бэкграунда не поймет, отчего только что ломавший ногами деревья Уэйн вдруг увяз в драке с обычной проституткой, а фэн едва ли позабудет, "как все было в оригинале", и, главное, почему.
![](http://img72.imageshack.us/img72/9287/qkumymt7.jpg)
Впрочем, это лишь эпизоды. В целом же Year One следует тексту Миллера и раскадровкам Маццучелли практически буква в букву, не теряя "ненужных" сцен. Это важно - ведь ненужных сцен здесь нет. Все истории накрепко связаны и лишь вместе составляют "правильный", многослойный сюжет. Где, например, история отношений Гордона и Барбары - метафора совсем других - будущих - отношений, а их совместный ребёнок... Ну, вы поняли. Сам Бэтмен. Здесь, на этом скользком льду, фильм, слава богу, не оступается. Конечно, небольшие потери есть, а где-то, наоборот, намеки стали очевиднее, но все вполне в рамках. И, главное, анимация, движение - они и впрямь сюжету на пользу. Стройнят. Ракурсы, работа со звуком, каст - доволен всем. Но "киношность", пусть и самая уместная, это палка о двух концах: приобретая детали картинки, история теряет множество текста. И если фабуле это почти не вредит (почти - потому что отдельные нюансы, особенно в мотивации героев, все же опускаются, и еще вопрос - насколько доходчива лента для тех, "кто не в курсе". Как, впрочем, любая, даже самая лучшая, экранизация), то сам текст - миллеровский текст, которым можно зачитаться и заслушаться - неизбежно теряется, съёживается до диалогов и немногочисленных "мыслей вслух". А Year One, надо сказать, история не особо многословная. Нуар восьмидесятых, не фильмы Майкла Бэя. Это история не о том, как мужик принялся наряжаться летучей мышью (да и не Брюс Уэйн здесь лирический герой), но о том, почему так случилось и к чему приведёт. О выборе. Об ошибках. Материал сложный. И надо сказать, экранизация с ним справляется с честью. Вряд ли можно было сделать лучше.
![](http://img440.imageshack.us/img440/9711/swr2i1xs.jpg)
Лично мне думается, для зрителя взрослого, давно переросшего "обычную" супергеройскую романтику бросовых комиксов, Year One сегодня - один из наиболее подходящих "готэмских" фильмов. Он здорово сочетает все то, за что можно и стоит любить Бэтмена. И для кого-то он обязательно окажется поинтереснее даже нолановской дилогии. Которая, безусловно, прекрасна и просто невероятно качественна - и вдобавок сильно вдохновлена тем самым комиксом 1986-го. Его, кстати, читать, пожалуй, стоит как раз после просмотра. В попытке, так сказать, продлить знакомство. И, конечно, как архивную реликвию.
Ссылка прилагается.