грузинскому плебесциту посвящамс...

Oct 01, 2012 17:50


До свидания, харизматики

Похоже, нелегкие времена ждут одного из самых ярких президентов постсоветского пространства - Михаила Саакашвили. У Михаила Николозовича была какая-то плохо пережеванная и невнятная оппозиция, но всерьез ее никто не воспринимал: любили грузины своего Мишико. Пока тот не стал персонажем массовой культуры.

На минувшей неделе на YouTube появился ролик так называемого «канала Шалвы Рамишвили», грузинского журналиста-оппозиционера, отсидевшего четыре года по обвинению в вымогательстве. Ролик по-кавказски добродушный: много грузинских мужчин пьют вино и поют, пританцовывая, перед телевизором, на экране коего Саакашвили жует галстук. Грузины поют, что Михаил Николозович витает в облаках и лупит инакомыслящих дубинками, поэтому должен уйти. Припев (если вы еще не догадались): «Миша, давай до свиданья!»
Ничего нового: Александру Лукашенко кричали «Достал!», прогнать Владимира Путина просили Богородицу, Леониду Кучме твердили: «Геть!» Первый срок среднестатистическому постсоветскому лидеру нужен, чтобы поднять страну с колен и унасекомить оппозицию, второй - чтобы понести коленоподъятую страну, словно хрустальный сосуд, прочь от унасекомленной опоозиции. К концу второго срока и возникают проблемы: национальный лидер молодой постсоветской демократии из Давида Строителя превращается... сами знаете в кого.

Белорусско-грузинские параллели этим не исчерпываются. У Саакашвили тоже было свое «железом по стеклу» с целью облегчить движение транспорта в Тбилиси - в ноябре 2007г. Была досрочная отставка с победоносным досрочным переизбранием. Почти все его политические сверстники очутились или в оппозиции, или в эмиграции, или ненароком угорели у импортной печки.

Грузинский президент с неизменным, но недостижимым успехом интегрировался - в ЕС и НАТО. Отстаивал либеральные взгляды на экономику с тем же пылом и результатом, с каким его белорусский коллега проповедовал социалистические. И в Госдепе заслужил, судя по ряду сигналов, примерно такую же репутацию, какую Александр Лукашенко заработал в Кремле: надоел, спасу нет, но не станешь же ссориться с главой маленького миролюбивого государства, публично заявляющего о готовности лечь под танки во спасение стратегического союзника!
Несомненные успехи Саакашвили в плане пиара тоже сродни наработкам коллег. Помните, как удачно Лукашенко угадал жанр пресс-туров в 1990-е гг.? Чистые дороги, засеянные поля и дешевый трикотаж. Да, жанр уже поистерся, счастливых репортеров из российской глубинки набрать все сложнее, но людей левых взглядов, от Михаила Делягина до Александра Проханова, Александр Григорьевич обаял навеки.

Такая же творческая удача у Саакашвили с российскими либералами. От Андрея Илларионова до Валерии Новодворской славили и славят они грузинское чудо. Вместо дорог и трикотажа грузины предъявляют визитерам стеклянные полицейские участки и работающие по принципу «одного окна» учреждения. Впрочем, и журналисты, и блогеры халтурят, работают по шаблону: введите фразу из восторженного поста про грузинскую полицию в поисковик - получите полдюжины ссылок на публикации того же текста другими весьма прогрессивными тружениками пера. В этом смысле московские правые либералы мало отличаются от московских левых национал-патриотов, ездивших в РБ за конфетами «Коммунарка» в 1990-е гг.

К чести Михаила Николозовича, он всегда тепло относился к белорусскому коллеге. Например, год назад защитил Александра Лукашенко на саммите «Восточного партнерства» и солидаризовался с президентом Литвы Далей Грибаускайте, назвавшей белорусскую оппозицию агентами Москвы. И впрямь, кто может быть в оппозиции к национальному лидеру? Только агенты Москвы.

Саакашвили, как и коллеги-харизматики, очень чуток к роли своей личности в истории. Вот как он описывает свое чудесное спасение в августе 2008г. (цитата с портала «Грузия Online»): «Когда русские увидели меня в прямом эфире, они вскочили на несколько десятков БТР и, естественно, отправились на мою поимку». Русские потребовали от жителей мирного Поти выдать им для расправы сами знаете кого. «Полицейский ответил ему: в этом случае этот единственный человек является Грузией...» «Пятая колонна» БТРов посрамлена. «Но я никогда не стану отождествлять свою скромную личность с Грузией», - обещает Михаил Николозович.

Похоже, Саакашвили - последний из лидеров СНГ, отсверкавших харизмой по полной и становящихся персонажамии песен и мультиков. Яркие, неподдельные в своем обаянии, способные выгнать госаппарат на лыжню или коллективно погрузить его в Черное море, они уже входят в историю, наши харизматики: у каждого свой список Магнитского, своя голова Гонгадзе, своя клюшка, свой айфончик... И свое «давай до свиданья», естественно.

via белгазета

саакашвили, Грузия

Previous post Next post
Up