В первой части обзора было предложено сделать преподавание творческих методик в университете явлением массовым, охватывающим все кафедры, даже гуманитарные. Как вариант, на базе учебного курса промышленного дизайна, характерной особенностью которого является нацеленность на создание конечных продуктов. Что помогло бы органично соединить фундаментальные исследования и задачи прикладного характера, включая вопросы проектного подхода к обучению студентов и рост не только рейтингов, но и доходов от НИОКР. В качестве примера приводился успешный опыт мирового лидера, Массачусетского технологического института.
Обзор был бы неполон, если бы мы не посмотрели также на опыт и наших вузов, прежде всего лидеров российского рейтинга (см. приложение 1).
Кстати, сразу бросается в глаза динамика процесса. В начале века в России было всего около 30 вузов, где велось обучение по специальности «Дизайн». На данный момент таковых уже 165 (см. приложение 2).
Итак, лидеры российского рейтинга:
МГТУ им. Н.Э. Баумана
(4-е место в рейтинге российских вузов)
http://bmstu.ru/ Один из ведущих технических университетов России. Судя по качеству методических пособий, созданных здесь, промышленный дизайн прописался в МГТУ всерьез и надолго. Есть в его структуре и соответствующая кафедра.
http://bmstu.ru/mstu/about/organization/departments/----------------------------------------------------------
Национальный исследовательский Томский политехнический университет НИУ
(7-е место в рейтинге российских вузов)
http://tpu.ru/ Здесь (в структуре Института кибернетики) создали кафедру инженерной графики и промышленного дизайна, интегрировав в её состав и соответствующий центр.
http://portal.tpu.ru/ic/info/struct/centers/industrial_designhttp://portal.tpu.ru/departments/kafedra/ngg/dizainСоответственно, обучение по этому направлению охватывает все технические кафедры, всех студентов, изучающих инженерную графику. Цитируем:
Программа направления “Дизайн” (профиль “Промышленный дизайн”) разработана для подготовки специалистов широкого профиля, владеющих не только академическими знаниями в области теории искусств, композиции, цветоведения и колористики, но и обладающих навыками использования компьютерных технологий в практической деятельности.
Важнейшим аспектом обучения дизайнеров является развитие нестандартного творческого подхода, позволяющего в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности формировать проектные замыслы. Обучение дизайну состоит в создании принципиально новых, прогрессивных проектных решений, креативных инновационных идей и образов, а также освоении технических средств практической деятельности, изучение теории формообразования и формирования пространства.
--------------------------------------------------
Сибирский федеральный университет
(14-е место в рейтинге российских вузов)
http://www.sfu-kras.ru/ Здесь поступили иначе. Создали кафедру дизайна в составе структурного подразделения университета - института архитектуры и дизайна:
http://structure.sfu-kras.ru/node/222#main-----------------------------------------------------------------------------------------
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(11-е место в рейтинге российских вузов)
http://www.spbstu.ru/ Здесь также пошли по пути создания кафедры инженерной графики и дизайна.
Об её успехах и проектах можно судить по новостям:
http://www.spbstu.ru/media/news/nauka_i_innovatsii/students-pnrpu-x-biennale-modulor-2015/?sphrase_id=62635http://www.spbstu.ru/media/news/nauka_i_innovatsii/designers-polytech-surprised-guests-picnic/?sphrase_id=61869http://www.spbstu.ru/media/news/education/spbpu-scientists-lectures-open-university/?sphrase_id=61869 О том, чем занят в данный момент Инжиниринговый центр СПбПУ:
http://www.spbstu.ru/media/news/nauka_i_innovatsii/phenomenon-studs-engineering-lever-import-substitution/?sphrase_id=61869 СПбПУ принимает участие в международном проекте TEMPUS
http://arts-tempus.sstu.ru/ Основная цель проекта: разработать и внедрить магистерскую программу в области компьютерного дизайна, согласованную с европейскими университетами, и основанную на стандартах европейских вузов.
Задачи проекта:
• Создать магистерскую программу в области цифрового искусства и графического дизайна, провести переподготовку преподавательского состава российских университетов.
• Разработать международное гибридное образовательное пространство, основанное на современных образовательных технологиях.
• Разработать механизмы обеспечения качества образовательных программ в области компьютерного дизайна.
• Распространить полученный опыт проекта в российских университетах.
• В рамках проекта планируется обучение российских студентов по магистерским программам в области компьютерного дизайна в европейских университетах.
Сроки проекта: 1 декабря 2013 года - 30 ноября 2016 года.
Координатор: университет Аберта (Португалия)
Участники проекта:
• Университет Аальто (Финляндия)
• Университет Тииссайд (Великобритания)
• Европейская Ассоциация дизайна (Нидерланды)
• Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. (координатор активности российских вузов)
• Российский государственный гуманитарный университет
• Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
• Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
• Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
• Магнитогорский государственный университет
• Уральская государственная архитектурно-художественная Академия
• Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
• Сибирский федеральный университет
• Школа издательского и медиабизнеса (Москва)
• Компания СОФИТ (Саратов)
• Компания DDL Creative Lab (С.- Петербург)
• Союз дизайнеров России (Саратовское региональное отделение)
Совместный европейский проект ТЕМПУС “Enhancement of Russian creative education: new Master program in Digital Arts in line with EU standards»
Улучшение Российского креативного образования: новая магистерская программа в области Цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС
544083-TEMPUS-1-2013-1-PT-TEMPUS-JPCR
-----------------------------------------------------------
Итак, налицо очевидный тренд - в ведущих российских вузах внедряется курс дизайна и декларируется развитие нестандартного творческого подхода, позволяющего в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности формировать проектные замыслы.
Показателен и состав участников процесса. Три зарубежных и девять российских университетов, при поддержке Союза Дизайнеров России и ряда бизнес-структур, заняты разработкой магистерской программы в области компьютерного дизайна. Девять университетов России, в числе которых и лидеры рейтингов!
Очевидно, что и другим вузам не стоит оставаться в стороне от этого процесса.
Небольшая ремарка ретроспективного характера.
Вопрос необходимости развития промышленного дизайна и технологий создания предметной среды обсуждается в обществе давно, еще с нулевых годов. Автор обзора также неоднократно участвовал в этом процессе, в частности в дискуссиях, организованных журналом «Эксперт».
Несколько лет интенсивного труда на нескольких федеральных интернет-площадках, от споров в Живом Журнале до длительной многомесячной дискуссии с правительственными экспертами на форуме Комиссии по модернизации при Президенте РФ. Тысячи комментариев, писем, статей, ответов на вопросы.
В 2010 году автором данного обзора была даже учреждена некоммерческая организация, основной целью которой была популяризация и развитие этой отрасли.
Сейчас стоит констатировать, как говорится с чувством глубокого удовлетворения (да что скрывать, просто с радостью и ощущением выполненного долга), что задуманное несколькими энтузиастами получилось. Процесс, как говорится, пошёл.
О том, какое значение отрасль имеет и для развития промышленности, будет отдельный обзор. Продолжение следует.
С уважением,
Поважаев Виктор Юрьевич
---------------
Начало обзора здесь
http://artinventor.livejournal.com/47319.html