Валерий Латышев - профессионал, его мастерство признано не только на различных выставках, но и интернет-сообществе. На творческих сайтах можно найти немало восторженных отзывов о его работе. Диапазон его творений очень широк: это и поразительно стильная, оригинальная бижутерия ручной работы, и шикарные панно, и интересные сувениры, и предметы интерьера. А вот техника мастера остается неизменной уже на протяжении 15 лет: это тонкое и сложное искусство - инкрустация по дереву. Недаром родной город Валерия - Тула, город самобытных русских умельцев.
Инкрустация - это украшение изделий из одного материала вставками из другого, составляющими на поверхности узор по типу мозаики. Родина этого искусства - Древний Восток. В Египте, например, с помощью драгоценных камней изображали глаза бюстов из слоновой кости и статуй из дерева, наносили символику на архитектурные сооружения, саркофаги и личные вещи фараонов. Античные мастера использовали инкрустацию для «оживления» изделий из однотонного материала. Художники итальянского и флорентийского Возрождения уже выкладывали на стенах и потолках целые пейзажи и религиозные картины из разноцветного мрамора. А в XVIII-XIX веках инкрустация повсеместно используется для украшения роскошной мебели из дорогих сортов дерева. Сейчас инкрустация - искусство довольно редкое, так как выполняется эта работа исключительно вручную и требует особого художественного мастерства: искусство инкрустаторов неспроста долгое время считали «нудным отшельническим трудом».
Сам Валерий Латышев вкратце (не раскрывая профессиональных секретов) так описывает процесс инкрустирования: сначала создается будущий орнамент (он должен быть четким и оригинальным); затем вырезаются фигурные пазы и канавки под элементы инкрустации; наносятся и закрепляются металлические детали. Самая тонкая работа - создание заготовок из драгоценных и полудрагоценных камней: они обтачиваются на алмазном диске под фигурные пазы и закрепляются в них (подгон должен быть идеальным, между деталями ни в коем случае не должно быть зазоров; порой элементы инкрустации такие маленькие, тонкие и замысловатые, что невольно вспоминается блоха, подкованная знаменитым тульским мастером). Последний этап - особая шлифовка и покрытие изделия защитным лаком (главная цель инкрустатора - добиться эффекта однородности изделия: части его поверхности должны отличаться внешне цветом, рисунком, но быть абсолютно одинаковыми на ощупь; элементы инкрустации должны сродниться с основой).
Вроде бы все просто, если не упоминать, что в работе используются порядка десяти различных редчайших инструментов (бормашины, резаки, штихеля, минилобзики, тончайшие пилки), а на создание одного изделия уходят недели. И еще одна мелочь: кроме особых навыков в изобразительном искусстве, обработке дерева и металла, для выполнения качественных инкрустаций необходимо знать историю, биологию, литературу, чтобы эскизы были правдивыми и оригинальными, физику и химию, чтобы освоить технологии обработки различных материалов.
Материалы для инкрустации могут быть различными, но, как правило, украшение (мрамор, золото, серебро, бронза, драгоценные и полудрагоценные камни) более ценное и уникальное, чем основа. Обязательное условие инкрустации - материалы должны отличаться по цвету и фактуре. Существует много видов инкрустирования, образуются даже «школы инкрустации», предпочитающие в работе определенные материалы. Например, прибалтийские художники вставляют в дерево янтарь. Гуцульские мастера используют для инкрустации цветную древесину, мельхиор, перламутр, пластмассу, кость, листовую медь, бисер. Дагестанцы охотно работают с металлическими орнаментами (чаще из серебристого мельхиора), которые как бы всплывают из толщи дерева.
Валерий Латышев любит работать с объемной инкрустацией. В качестве основы он выбирает ценные мягкие породы древесины (каучуковое дерево, грецкий орех, ясень). Предпочтительные материалы для украшения - перламутр, латунь, мельхиор, серебро, янтарь. Личное изобретение мастера - каменная эмаль (холодная эмаль с различными авторскими добавками).
Пожалуй, нет такого предмета, который оказался бы неподвластен мастерству художника. Он поистине возродил древнее искусство: его творческие идеи превосходно вписываются в любой современный интерьер и модный образ. Авторские изделия Валерия Латышева, по словам покупателей, - это просто «безумно стильные вещи», которые «не хочется выпускать из рук».