Франц фон Штук

Apr 11, 2011 17:19

Судьба людей, занимающихся искусством, часто бывает иллюстрацией к вечному делению на любимчиков фортуны и ее пасынков. Немецкий художник и график Франц фон Штук был из числа явных любимчиков судьбы. Не имевший практически никакого академического образования, гениальный самоучка с первых же своих картин стал популярным, его работы вызывали неугасающий интерес и хорошо продавались. Когда мир изобразительного искусства замер на перепутье, утомленный академизмом, именно фон Штук предложил новое направление в живописи, впоследствии названное символизмом, и сразу же подхваченные его последователями.




Рожденный в 1863 году в семье мельника, Франц фон Штук, к удивлению и разочарованию своих родителей, мечтал стать художником с детства. В возрасте 15 лет он покинул родной Теттенвайс и уехал в Мюнхен, где и посвятил себя любимому делу. Не закончив ни художественную школу, ни Академию живописи, он, тем не менее, довольно быстро добился успеха, буквально взлетев на пик популярности, где и оставался в течение долгих 30 лет. Его любили поклонники изобразительного искусства, готовые платить немалые деньги за картины, выходящие из-под его кисти, его обожествляли женщины, которые просто мечтали стать для него той единственной, ради которой он и будет писать свои шедевры.




Слухи о его романах будоражили умы всех жителей Мюнхена. Однажды показалось, что этот покоритель женских сердец, наконец, угомонился - его отношения с натурщицей Анной Марией, которую он изобразил на картине «Грех», были похожи на что-то серьезное. У них даже родилась дочь, которая так и осталась единственным ребенком художника. Но роман, внезапно начавшись, также внезапно и оборвался - фон Штук встретил другую женщину, позировавшую ему для «Саломеи», на которой, к удивлению мюнхенской богемы, вскоре женился. Вообще, позировать Францу фон Штуку мечтали многие женщины, независимо от их сословной принадлежности и семейного положения, привлеченные его «демонической» внешностью и характером завоевателя. И он писал их, мастерски передавая на полотнах тот экстаз, который появлялся на лицах женщин, смотрящих на него.




Картины Франца фон Штука производят очень сильное впечатление на зрителей. Мифологические и библейские сюжеты в них наполнены аллегорией и пронизаны каким-то первобытным животным ужасом. Духовное начало человека переплетается с телесным, красивые обнаженные тела мужчин и женщин (в основном, женщин) притягивают взгляд, вызывая ощущение реальности происходящего действа. Фавны, нимфы, сфинксы, змеи, населявшие его картины, затягивают человека, завороженного их пугающей красотой, в свои смертоносные объятия, и вот он уже готов на все, даже на смерть, ради одного поцелуя.

Популярность фон Штука пошла на спад только после Первой мировой войны. Наступили новые времена, требующие новых идей, а менять что-то в своем творчестве он не захотел. Но и всего сделанного достаточно для того, чтобы считать его одним из самых лучших художников эпохи символизма.



 

немецкий художник, Анна Мария, любимчик судьбы, Франц фон Штук, картины, живопись

Previous post Next post
Up