Североиндийский город Агра, прославившийся в эпоху правления монголов (1526-1857), знаменит во всем мире своим архитектурным шедевром - императорским дворцом-усыпальницей Тадж-Махал, который был выстроен падишахом Шах-Джахана в первой половине XVII века. Несколькими десятилетиями ранее, в 1622-1628 годах, в Агре вырос другой более миниатюрный мавзолей - Итимад-Уд-Даула, возведенный для деда возлюбленной падишаха - персидской принцессы Мумтаз-Махал. Оба этих строения сыграли очень важную роль для экономического и культурного развития Агры, потому что были богато декорированы различными аутентичными персидскими техниками и в том числе - орнаментальной инкрустацией мрамора драгоценными и полудрагоценными камнями.
История великого переселения
Для реализации своего фантастического замысла Шах-Джахан за 22 года строительства Тадж-Махала пригласил из Персии 20 тысяч лучших мастеров-ремесленников, среди которых были и специалисты по мраморной инкрустации. Продолжительность работ вынудила многих из них впоследствии обосноваться в Агре, в те времена крупнейшем торговом и ремесленном центре империи, и ассимилировать на новой почве свое высокое ювелирное искусство. Так передаваемая из поколения в поколение декоративно-прикладная техника дошла и до наших дней и сегодня она также востребована, как и в эпоху монгольского правления.
Современные мастера Агры чаще всего работают в небольших ателье, где производят предметы мебели и декора, ориентированные на состоятельного частного покупателя: столы, кресла, вазы, кубки, блюда, шахматные доски, скульптуры, настенные панели и т.д. Основой для композиции, как правило, служит белый, зеленый или черный мрамор. Белый камень особо популярен благодаря своей уникальной способности "впитывать", отражать оттенки освещения: днём на солнце он ярко-белый, на заре - розовый, а в лунную ночь - серебристый. К тому же на него работает и богатая восточная архитектурная традиция.
Мотивы орнаментальных композиций стилистически тяготеют к арабской миниатюре: это легкие воздушные абрисы ярких и насыщенных по колориту узоров из ветвей, цветов, фруктов и птиц, которые не имеют ничего общего со сложными и витиеватыми композициями флорентийской техники инкрустации эпохи Высокого Возрождения - pietra dura. Реже в декоре задействуют и геометрические вариации.
Процесс создания произведения
Процесс создания орнамента начинается с подготовки рабочей поверхности, которая покрывается медной "патиной". Терракотовый бархатистый фон позволяет мастеру нанести резцом эскиз будущей декоративной композиции и наметить области для высечения и последующей инкрустации. Затем подготавливаются и тщательно подгоняются один к другому мельчайшие цветные фрагменты - тончайшие пластины из полудрагоценных камней (бирюзы, яшмы, агата, малахита, сердолика и т.д.), которые фиксируются на мраморе с помощью традиционного клея из натуральных ингредиентов. Завершающий этап - полировка инкрустированной поверхности до блеска.
Агра - самый крупный центр мраморной инкрустации в Индии, но эта техника распространена и в других городах штата Уттар-Прадеш - в Вриндавана и Матура, а также и в штате Раджастхан - в Джайпуре, Удайпуре и Биканере.
Источник