Сари - национальная женская одежда Индии, которая является по сей день одним из символов Индии. Сари представляет собой кусок ткани обернутой вокруг тела шириной примерно 1,1 метра и длиной в среднем 8 метров. Сари надевается на топик и длинную юбку, которая помогает плотно закрепить складки сари.
Топик называется чоли или равика. Он прикрывает верхнюю часть тела и может быть как со спинкой, так и без нее, с короткими рукавом или длинным, в зависимости от региона Индии.
У юбки есть тоже множество своих названий: ленга или ланга в Юго-Западной Индии, шая на Востоке, лехенга в Северной Индии, павада или павадаи на Юге Индии, чание, гагра, гагаро, паркар на Западе.
С санскрита слово сари переводится, как полоска ткани - сати, в буддийской литературе описание сари соответствует слову Джата.
История сари
Кажется, что история сари восходит к периоду создания цивилизации. Самое раннее доказательство, которое было найдено - это скульптура жреца, одетого в сари, которая осталась нам от цивилизации Инда (3-2 тыс. лет до н.э.).
Ранее сари оборачивали таким образом, чтобы образовались штаны. Это было сделано, чтобы не сковывать движения жрецов и жриц в храмовых танцах. Также мы видим по ранним статуям богинь, что сари надевалось вокруг талии, верхняя же часть тела была либо абсолютно голой, либо частично прикрыта украшениями.
В трактате Натья Шастра (III-IV век н.э.) был описан костюм танцовщиц из изысканных драпировок, где главным являлся неприкрытый пупок, так как он является источником творчества и силы.
В Южной Индии достаточно долго просуществовала одежда с открытым верхом, но после 19 века обнаженная грудь подверглась социальной переоценке, что привело к прикрытию ее и пупка.
В штате Керала на юге до сих пор можно встретить людей одетых в традиционное сари - лунги и шаль, перекинутое через левое плечо.
С приходом мусульман и англичан верхняя часть одежды и нижняя плотно вошли в костюм, что и дошло до нашего времени.
Сейчас существует более ста разновидностей драпировки сари, но юбка и чоли остались неотъемлемой частью наряда.
Свадебное сари
До сих пор сари является популярным свадебным нарядом для индийских девушек. Индийские браки показывают нам о богатом и незабытом наследии Индии. Невесты из разных регионов Индии, разных верований, предпочитают выходить замуж в сари.
Сари разнообразны, как по ткани, так и по расцветкам. А какие чудные вышивки раскрашивают ткань! А сплетение драпировок в искусной форме просто поражает своей изысканностью и красотой великолепия!
Современная индийская невеста обладает большим выбором разнообразия сари, начиная от Майсур шелка, Банарсис, Кандживарамс, Гхарчолас, Балучарис, Зардоси, Пайтани, Танчоис, Патолас, Тангаилс, Почампаллис, Джамаварс и заканчивая великолепными вышивками из золота и серебра, зеркал, страз и бисера.
Девушке сложно его выбрать для самого важного дня в своей жизни, в день ее свадьбы, когда все взгляды будут направлены на нее.
Выбор помогает определить класс семьи невесты, каста, национальность, региональные обычаи, так как именно это влияет на ткань, цвет и рисунок. Кроме того, не стоит забывать и о драпировках, которые изменяются в зависимости от региона.
Красное сари носят невесты из северной Индии, Бенгалии. Также брахманы южной Индии носят их, считая, что красный - это цвет крови и семейного счастья, который влияет на сексуальность и рождаемость. Так же красный цвет является неким супружеским символом при рисовании синдур и бинди. Является символичным и в касте чура.
Желтый цвет связан с процветанием и является священным цветом во многих индийских свадьбах. Желтое сари предпочитают на востоке в штате Утар-Прадеш. В области Кангра штат Химачал-Прадеш в свадебном сари используются либо элементы золотистых цветов, либо желтый цвет материала.
Зеленый цвет символизирует плодородие и процветание. Невесты в штате Махараштра предпочитают зеленые сари с красной каймой. Стоит обратить внимание и на драпировку сари невест, она необычна тем, что раскрывает красоту ног, с помощью оборачивания свободного конца передних складок между ног, а затем заправленного сзади за пояс.
Не стоит забывать и о белом цвете, так привычном для европейцев. В Индии данный цвет символизирует либо траур, либо вдовство.
Но Индия была бы не Индией, если б не имела исключений!
Так, в некоторых регионах Джаркханда, Западной Бенгалии, Бихар, Одиша и Ассаме, где живут племенные общины Индии сантахал - белое сари с пурпурной каймой символизирует девственность и целомудрие.
ссамские невесты носят традиционные белые сари. Малайли невесты из пышных зеленых кокосовых рощ выбирают сетмунду - это кремово-белое сари с золотой окантовкой, состоящее из двух частей. Белое сари с красной каймой называется панитра.
Свадебное сари из Ориссы - саптакар, как правило, изготавливают из Туссар шелка. Оно имеет клетчатую расцветку с белыми, красными и черными цветами. Интересно, что саптакар, это также название настольной игры, в которую пара играет после свадьбы, когда молодожены остаются наедине впервые.
Кин-Квэб - вид шелковой парчи из Варанаси (старое название Бенарес), который высоко ценится в Индии, он является одним из излюбленных для невест. Иногда в нем присутствует вышивка Зари.
Пхола - цветы, которые служат символом плодородия и украшают своими мотивами в виде манго, лотоса, хризантемы, жасмина, лилии, розы и т.п. Край сари украшают вьющимися лианами и цветами. Не используется только цветок Кетаки, так как по мифу он был проклят Шивой.
Интересно, что у сари Канджеварам окантовка и край ткется отдельно от основы. Среди данных моделей преобладают храмовые мотивы, слоны, попугаи, павлины и цветы. Современные модели данного вида сари выполнены полосами и повторяющимися узорами.
И чтобы ни произошло, сколько бы веков ни прошло, как бы ни менялась мода, полагаю, что индийские невесты будут носить традиционное сари, так как оно всегда неизменно привлекательно и изящно в своих различных стилях!
Источник