Мариано Фортуни и Мадразо был сыном живописца Мариано Фортуни и Марсал, а также испанским модельером, который открыл свой дом высокой моды в 1906 году и продолжал свою карьеру вплоть до 1946 года. Фортуни родился 11 мая 1871 года в артистической семье в Гранаде (Испания). Его отец, жанрист, умер, когда Фортуни было три года. Тогда его мать, дочь другого известного художника, Раймундо де Мадразо и Гаррета, переехала с семьей в столицу Франции. Еще в молодом возрасте стало очевидным то, что Фортуни был талантливым художником. Его родители питали большую страсть к материалам и, кроме того, владели собственной коллекцией тканей, купленных в различных магазинах Европы, в которых они побывали. Его отец в качестве хобби даже собирал металлоконструкции и доспехи прошлых времен. Именно эта экспозиция тканей подвела его к тому, что он вырос и начал моделировать свои собственные ткани и платья.
Семья переехала в 1889 году в Венецию. Будучи молодым человеком, Фортуни путешествовал по всей Европе в поисках артистов, которыми он восхищался. Так, среди них был немецкий композитор Рихард Вагнер. Взрослый Фортуни обладал весьма разнообразными талантами, вот лишь некоторые из них: изобретательство, живопись, фотография, скульптура, архитектура, травление и даже постановка освещения на театральной сцене. В 1897 году в Париже он встретил женщину, на которой и женился - Анриетту Негрину. Во время пребывания в Париже, используя все свои творческие таланты, Фортуни между 1901-м и 1934 годом зарегистрировал и запатентовал более двадцати изобретений.
Он умер в своем доме в Венеции и был похоронен в Риме. Его работа была источником вдохновения для французского писателя Марселя Пруста. Сага о жизни Фортуни была запечатлена в новелле Пире Гимферерр "Фортуни".
Мариано Фортуни как модельер
Наиболее известные достижения, которых добился Фортуни, были сделаны в области дизайна модной одежды. Его жена была опытной портнихой и помогала в конструировании многих его моделей одежды. Они жили в палаццо в Венеции, который Фортуни наполнил шедеврами его отца и произведениями искусства, которые собирал его отец, а также другими предметами искусства и артефактами, которые вдохновляли его. Внутри palazzo во владении дизайнера было много комнат, специально созданных для экспериментов и изобретательства, а также определенное количество комнат для вдохновения. Фортуни применял стили прошлого для своего собственного дизайна; кроме того, он был вдохновлен пропускающей свет просторной одеждой античных греческих женщин, которая, облегая тело, подчеркивала естественные изгибы и формы женской фигуры.
Модельер протестовал против применения стиля, в котором использовались линии, что были популярны в его время. Тогда он создал дельфийское платье - платье из мелко плиссированного шелка, расшитое стеклянными бусинами, которые держали его форму и будто струились по телу. Плиссировка, которую он применил, была выполнена своими руками, и никто не был в состоянии воссоздать именно такой вид плиссировки, как это выполнил Фортуни. Он также производил собственные красители и пигменты для окраски тканей, используя древние методы. С применением этих красителей он начал набивать рисунок на бархате и шелке, а затем и красил их, используя пресс, который сам разработал. Этот пресс состоял из деревянных брусков, на которых он гравировал узор. Его платья считаются изящными произведения искусства, и сегодня многие платья Фортуни находятся в музеях и частных коллекциях.
В конце 1890-х Фортуни увлекся набойкой тканей и создал коллекции парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV-XV веков, а в 1901 году представил сшитые из этих материалов модели в Париже. Немного позднее он запатентовал способ плиссировки шелка, которая с тех пор носит название "плиссировка Фортуни". Еще несколько патентов принесли ему разработки в сфере декоративного и театрального освещения. Абажуры для светильников Фортуни создавал из шелка собственного изготовления - он производил его на специально открытой для этих целей в 1919 году на одном из венецианских островов фабрике. Вскоре в Париже и Лондоне появились салоны Фортуни, в которых выставлялись ткани, одежда и светильники. Их невозможно ни с чем перепутать до сих пор - благодаря "фирменному" опаловому цвету абажуров, узнаваемым узорам и шелковым шнурам с кистями и стеклянными бусинами. Производство оригинальных ламп, к созданию которых приложил руку сам мастер, закончилось в конце 1920-х. До начала 1980-х, когда стали появляться первые реплики, ни одна из венецианских мастерских не решалась повторить "Фортуни" - из-за технической сложности и проблем с патентами.
Источник