Китайское искусство резьбы по камню

Dec 30, 2014 14:24

Резьба по камню - один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, бирюза, горный хрусталь, аметист, коралл и другие камни, которые еще древних мастеров привлекали разнообразием красок, твердостью и звонкостью материала. Китайского резчика отличает отношение к материалу, если на Западе камень прежде всего ценится за его ровную окраску и прозрачность, китайских мастеров привлекает причудливость естественной расцветки камня, и природная форма. Они-то и вдохновляют китайского мастера ни создание самой изысканной композиции. Поэтому, выбирая кусок породы, он долго изучает его форму и направление жилок, старались впоследствии использовать каждое пятно и прослойку.



Одним из древнейших искусств Китая является резьба по камню, возраст которого насчитывает более четырех тысячелетий. Секреты этого искусства бережно хранятся китайскими мастерами, и им одним известно, как из простейшего булыжника получить тончайшей резьбы произведение прикладного искусства.





Старая китайская пословица гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Цвет нефрита разнообразен: от бело молочного до темно-зеленого. Из нефрита делали императорские регалии, знаки отличия чиновников, декоративные вещи, украшения, чаши для вина. Китайские мастера любили также яшму, которая считалась воплощением творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В древности круглые яшмовые диски как символы Неба и квадратные пластины как символы Земли использовались в религиозных церемониях. Из этого камня делали ритуальное оружие, служебные регалии, украшения и маски; кусочек яшмы вкладывали в рот покойному, а его одежду скрепляли яшмовыми застежками. В эпоху древних империй появилась художественная резьба: из яшмы изготавливали украшения, фигурки мифических животных, предметы личного и домашнего обихода и т.п. Обязательной принадлежностью императора и его приближенных была яшмовая печать. Популярным камнем был и агальматолит (китайский жировик или мыльный камень), из которого делали декоративные и бытовые вещи. В ювелирном деле также использовались халцедоны и агат, они шли на производство ювелирных украшений, флакончиков для косметики и лекарств.





Резьба по камню - один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, бирюза, горный хрусталь, аметист, коралл и другие камни, которые еще древних мастеров привлекали разнообразием красок, твердостью и звонкостью материала. Китайского резчика отличает отношение к материалу, если на Западе камень, прежде всего, ценится за его ровную окраску и прозрачность, китайских мастеров привлекает причудливость естественной расцветки камня, и природная форма. Они-то и вдохновляют китайского мастера ни создание самой изысканной композиции. Поэтому, выбирая кусок породы, он долго изучает его форму и направление жилок, старались впоследствии использовать каждое пятно и прослойку.



Сюжеты, которые воплощала резьба по камню, могут быть как мифологическими, так и природными. Для китайского мастера главным является передать настроение и одухотворить резной камень, будь то фигурка одинокого путника, каменный божок или императорский кортеж.

В отличие от европейских резных каменных предметов, в Китае каждое такое произведение искусства являет собой не просто красивый предмет интерьера и украшение быта. Камень и вырезанный их него сюжет - это и оберег от злых сил, и накопитель положительной энергии, и советчик, и даже лекарь. Удивительно, но обычный кристалл или крупная галька могли вдохновить резчика на создание великолепного, осмысленного произведения китайского искусства.

Источник

искусство

Previous post Next post
Up