Во все времена живописцы обращали особое внимание на создание парадных портретов - это была и возможность заработать денег (ведь такие портреты заказывали, как правило, очень богатые люди, и естественно, они не прятали собственные изображения, а демонстрировали всем своим знакомым, которые со временем тоже становились заказчиками), и прекрасный способ для оттачивания мастерства и изобретения новых техник и манер изображения. Одним из мастеров, чьи парадные портреты получили настоящее признание, стал Карл Брюллов. Во многом произошло это, потому что создавал художник не простые парадные портреты - он сочетал их с сюжетной живописью. Получавшаяся в результате картина вызывала настоящий восторг и восхищение не только у людей, изображенных на картине и их знакомых, но и у настоящих знатоков изобразительного искусства.
«Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в настоящую величину, изображающий девушку на лошади и девочку, которая на нее смотрит. Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством... Этот портрет выказывает нам живописца, который высказывается сразу, и что еще важнее - гениального живописца» - именно такую рецензию можно было прочитать в итальянских газетах в 1832 году. Говорится в этом восторженном отзыве об известной картине Карла Брюллова «Всадница».
«
Всадница» Брюллова стала не просто парадным портретом, эта картина совершила своего рода революцию в этом виде живописи - впервые главной героиней картины, гордо восседающей на лихом скакуне, оказалась не знатная особа или великий полководец, а обычная девушка, воспитанница графини Ю. Самойловой. Правда, назвать Джованину Пачини обычной девушкой можно только с очень большой натяжкой - она была родственницей известного итальянского композитора Джузеппе Пачини, опера которого «Последний день Помпеи» вдохновила Брюллова на создание одного из самых ярких его шедевров. Кроме Джованины на картине изображена и маленькая дочь композитора - Амацилия. Сам композитор к тому времени уже умер, поручив воспитание дочери и ее старшей сестры Ю. Самойловой, которая была близким другом композитора, и которую он в книге «Мои артистические воспоминания» называл «благодетельницей моей дочери Амацилии».
Удивительный талант Брюллова позволил ему с помощью одной картины проявить себя, как искусного портретиста и великолепного пейзажиста - с одинаковым успехом он изображает и переживания людей, и реакцию животных, и волнение природы. Согнутые под порывом ветра стволы деревьев, экспрессия коня, передающего свое настроение взлохмаченному псу, восторженное и немного взволнованное лицо маленькой девочки - все это служит обрамлением для спокойного изящества юной всадницы. Кстати, очень остроумно художник смог упомянуть и фамилию заказчицы портрета Ю. Самойловой - на ошейнике собаки, выбежавшей вслед за девочкой навстречу красавице наезднице, написано «Samoylo».
Необычно и цветовое решение этой картины - для передачи удивительной экспрессии, которой просто заряжен этот портрет, он выбирает контрастные цвета, смело размещая рядом с блестящим вороным конем маленькую девочку в розовом платье, которое отлично гармонирует с бело-голубым нарядом юной всадницы. При этом ощущения перегруженности картины цветом вовсе не появляется - напротив, возникает восхищение гениальностью художника, столь мастерски точно подобравшего каждый мазок кисти.
Судьба самой картины также очень интересна. Как уже упоминалось, датой ее создания считается 1832 год. После этого картина была выставлена в Миланском музее, а впоследствии хранилась в коллекции Ю. Самойловой. Спустя несколько лет картина исчезла из поля зрения. Ее владелица разорилась и переехала из Милана в Париж. А в 1874 году И. Репин писал из Парижа известному русскому коллекционеру П. Третьякову о том, что графиня Самойлова продает несколько полотен К. Брюллова. Но письмо это пришло слишком поздно - к тому времени, как Третьяков добрался до Парижа, «Всадница» уже была продана, и покупатель ее остался неизвестен. Спустя несколько лет, в 1893 году, в Академии художеств в Петербурге состоялась выставка, которую представил один из французских торговцев картинами. Одной из картин в экспозиции выставки значилась «Амазонка» - это и была та самая «Всадница» Карла Брюллова. И в этот раз П. Третьяков не позволил никому стать обладателем этого великолепного полотна - он купил картину для своей коллекции произведений русских живописцев. С тех пор картина стала одной из жемчужин его галереи, и до сих пор она хранится там, по-прежнему вызывая восхищение у настоящих ценителей искусства.