Ей даровал Господь так много!
А Жизнь - крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть - признанья пьедестал!
Эти строки поэтесса Мария Цветаева посвятила самой поразительной женщине в мире искусства - Марии Башкирцевой.
Она прожила совсем не долгую жизнь - ей было всего 24 года, когда болезнь свела девушку в могилу. Кажется, что можно успеть за такое короткое, с точки зрения человеческого существования, время? Она успела многое, ибо практически с рождения проявляла поразительный талант во всем, чем начинала заниматься. Она знала несколько иностранных языков, выучив их самостоятельно - латынь и древнегреческий, французский и немецкий, английский и итальянский. Она играла на разных музыкальных инструментах - арфе, мандолине, гитаре и, конечно, рояле. Она оставила большое художественное наследие - 150 картин и 200 акварелей, гравюр и скульптур - и это только за 7 лет творчества. А одним из самых примечательных ее произведений стал ее дневник, переведенный на многие языки мира, и ставший настоящий бестселлером во многих странах.
Мария Башкирцева родилась, как свидетельствуют многие источники, 11 ноября 1860 года, хотя есть и упоминание о том, что настоящей датой ее рождения следует считать 24 ноября 1858 года - якобы, ее мама тщательно скрывала дату рождения своей дочери, так как на тот момент со времени свадьбы прошло всего 7 месяцев. Возможно, именно это и стало причиной развода ее родителей (факт почти исключительный для того времени), и через 2 года после рождения девочки ее мать вместе с нею и ее братом переехала из села Гайворонцы, расположенного под Полтавой, в имение своего отца. Спустя еще 8 лет - в 1870 - семья переезжает в Ниццу. Это решение мать Марии приняла во многом из-за болезненного состояния своей дочери. А вот следующий переезд - в Париж, состоявшийся в 1877 году, произошел уже по настоянию самой Марии - она решила посвятить свою жизнь изобразительному искусству, и отправилась учиться в художественную школу-студию Юлиана.
Поразительно, но программу школы, рассчитанную на 7 лет, она освоила всего за год. Она и раньше проявляла блестящие способности к обучению - так, например, трехлетнюю программу лицея ей удалось освоить за 5 месяцев, хотя было ей на тот момент всего 11 лет. Такое стремление к учебе сама Мария поясняет в своем «Дневнике», в котором она ежедневно записывала, без прикрас и преувеличений, все свои переживания и мысли. Вот запись 1873 года: «Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно. Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!». Сложно представить, что автор этой записи - практически еще ребенок.
Ее «Дневник» показывает и еще один талант девушки - ее литературный дар. Читая его, порой поражаешься, насколько глубокие мысли и образы способны появиться в столь юной головке. Ее литературный талант поражал даже признанных мастеров слова. Однажды Мария решила проверить свои литературные способности: «Я проснулась в одно утро с желанием побудить настоящего знатока оценить по достоинству все то красивое и умное, что я могу сказать. Я искала и остановила свой выбор на нем». «Он» - это Ги де Мопассан, которому Мария написала 6 писем. Особенностью этой переписки было то, что каждое письмо она писала от имени вымышленного человека, каждый раз нового - и стиль написания, манера изложения в каждом письме настолько различались, что сам Мопассан не понял, что все это письма от одного человека. Он даже пытался в ответных письмах отгадать, кто ему пишет - предположив один раз, что это умудрённый годами профессор, а в другой раз решив, что это женщина легкого поведения.
И все же настоящей любовью, настоящим увлечением жизни Марии Башкирцевой стала живопись. Решив заниматься ею, она отказалась от всех других увлечений: «Я хочу от всего отказаться ради живописи. Надо твердо помнить это, и в этом будет вся жизнь». С тех пор ничто не огорчало ее сильнее, чем отношение к женщине в мире искусства. Женщина начинает рисовать от того, что ей просто нечем заняться - таково было мнение общества. Или же она хочет добиться настоящей славы. Но именно такой и была Мария. Она не скрывала того, что с того самого момента, когда начала осознавать себя, она мечтала стать известной. То, что она была женщиной, мешало ей в этом - ее работы никто не воспринимал всерьез, как не воспринимали всерьез женское творчество вообще. Не такой была роль женщины, и все мысли об этом можно прочитать в «Дневнике» Марии:
«Выйти замуж и детей рожать! Почему нет? Но каждая прачка в состоянии это делать. Чего же хочу я? Ох, вы знаете: я хочу славы!» (3.7.1876).
«Умереть! Не оставив ничего после себя? Умереть, как собака! Как уже умерли сотни и тысячи женщин, чье имя ныне еле читается на погребальном камне!» (7.8.1877).
«Ах, зачем же рисовать? Затем... за все то, что я оплакиваю с начала жизни! За все, чего мне не хватало и не хватает! Чтобы пробиться силой моего таланта, пробиться во что бы то ни стало!» (11.10.1877).
«... мне говорят, что мне следует только одно... поехать в Россию и выйти там за богатого человека, вернуться сюда и наслаждаться жизнью, вместо того, чтобы портить молодость и мазать полотна. Ах, почему я не мужчина!» (24.6.1880).
И наконец, этот настоящий крик души: «Господи! Дозвольте мне оставаться независимой, дозвольте мне работать и вместо того, чтобы делать из меня светскую женщину, лежащую у ног гения, разрешите мне стать настоящим светилом» (16.11.1883).
И все же она рисовала, а для того чтобы ее картины выставлялись, она подписывала их мужскими именами, и только после того, как слышала восторженные отзывы о художнике, открывала, что автор картины - не просто женщина, а женщина красивая, которой и вовсе было отказано хоть в каком-то таланте, кроме того, чтобы быть музой человека искусства.
Она пыталась успеть за свою короткую жизнь все, и все же не успела главного - она не успела познать, что такое настоящая Любовь, а ведь именно этого так требовала ее душа.