Кто, как ни влюбленный, может по достоинству оценить красоту женского тела, которая во все времена привлекала к себе внимание художников. Обнаженная натура - полноценный художественный мир, искусство передачи любовных переживаний. В разные эпохи он раскрывает все новые грани своего существования, от целомудренных эротических картин в отсутствие «обнаженки», до элементарного сексуального вожделения.
Вначале живописцы воплощали свои представления об идеальном женском теле, изображая мифологических героинь с пышными формами, стремились передать его чувственность. Картины несли смысловую нагрузку, подчас рассказывали целую историю.
Искусство Венеции XVI века наполнено гуманизмом. В нем почти с античной ясностью раскрывается идеал единства духовной и физической красоты человека - нагота выглядит целомудренной, символическим образом самой природы, как на картине «Спящая Венера» Джорджоне. Погруженная в безмятежную дремоту Венера изображена на фоне пологих сельских холмов, гармонирующих с ее образом. Закинутая за голову правая рука задает алгоритм всему телу, замыкающему все формы в единый плавный контур. Спокойный изгиб бровей, ясный лоб, нежно опущенные веки, четко очерченный рот создают образ кристальной чистоты, которая существует только, когда незамутненный дух находится в совершенном теле. Облачное небо смягчает контуры, сохраняя выразительность форм.
Здесь поэтические представления о гармонии и богатстве жизненных сил в человеке раскрываются не в действии, а в спокойной одухотворенности. Ясность объемов, мелодичность контуров, благородная идеализация, утонченность эмоций вызывают ряд ассоциаций, напрямую не связанных с сюжетным замыслом. Прозрачность светотени придает теплоту и множество нюансов женской фигуре, подчеркивает ее слияние с пейзажем. Ощущается дыхание жизни, органичность воссозданной натуры.
Картины Паоло Веронезе напротив, динамичны. Фигуры выписаны мощно и убедительно в строгих классических тонах. Обнаженная Венера напоминает античную статую. Выразительность ракурсов придает убедительности ее позе и жесту.
Искусству Высокого Возрождения свойственна замкнутость в своей собственной совершенной красоте, некоторая отчужденность от созвучной ей музыки окружающей природы. Идеальные женские образы были созданы такими непревзойденными живописцами Рембрандт, Тициан, Рубенс, Веласкес, Дюрер, Пуссен, Мане, Гоген.
Эротическая живопись расцвела в Европе в эпоху позднего Ренессанса в XVIII веке. На смену пуританству в искусстве пришли стили барокко, рококо. В литературе стали популярны произведения Вольтера, Руссо, маркиза де Сада. В живописи царили мастерство художника, изящество, гротеск в изображении бытовых образов.
На Востоке эротическая живопись имела место еще до новой эры. По преданию, первым ее покровителем считается китайский князь Гуань Цюань. Он поручил двум именитым художникам расписать потолок дворца реалистическими любовными сценками, на которых мужчины и женщины занимаются любовью в разных позах. И во время пиршеств, обращал на них внимание гостей. А когда любимая наложница изменила ему с одним из художников, влюбленный князь своим мечом лишил его жизни.
Современное искусство, в то числе и эротическое, проще по технике создания, но не менее эмоционально. Британский иллюстратор Дэвид Брэй в своем творчестве почти не пользуется компьютерными графическими технологиями. В его распоряжении только бумага, карандаш и иногда ручка. Воображение художника ведет в запутанный и многосторонний мир его собственных эротических фантазий, граничащий с фетишизмом. Из-под его пера выходят утонченные женские образы, полные красоты и чувственности. Своей беспощадной сексуальной энергией они освобождают ошеломляющие желания, питают темные природные чувства. Животные в его рисунках подчеркивают метафору дикой жизни, первородного подсознания.
Глубина художественного творчества сильнее любых слов «расскажет» о силе ваших чувств и переживаний. Некоторые искусствоведы считают, что нынешний век станет последним в жанре эротической живописи. Но хочется думать, что влюбленные художники еще воспоют радость близости любящих друг друга людей.