Актуальная керамика Барнаби Барфорда

Oct 26, 2011 18:51

ХXI век разрушил большинство привычных для всех представлений о традиционных видах искусства. Конечно, с одной стороны, это поиск художниками своей ниши для самовыражения. За предшествующие века в искусстве столько всего было сделано, что невольно возникает вопрос: а что будет дальше. С другой стороны, искусство не может не откликаться на злободневные проблемы, существующие в обществе: оно без этого теряет смысл. Даже знаменитая теория «чистого искусства» - гениальнейшая провокация, потому что искусство ради искусства существовать не может: оно так или иначе противопоставляет идеалы красоты окружающей действительности, показывает альтернативные варианты жизни, а следовательно, всё равно служит обществу.

И вообще искусство только тогда имеет успех, когда трогает человека за живое. А за живое можно тронуть то, что болит. Искусство должно помогать человеку искать ответы на волнующие его вопросы, рассказывать о жизни, объяснять её смысл. Иначе оно будет просто неинтересно людям.

Керамика - один из самых древних материалов для творчества. Она доступна, послушна, нет, пожалуй, ни одного образа, создание которого оказалось бы невозможным для художника, использующего этот материал. Эти достоинства керамики высоко оценил талантливый дизайнер из Англии Барнаби Барфорд.



Барнаби Барфорду 34 года. Он закончил Лондонский университет Плимута по специальности трёхмерная графика. Затем обучался скульптуре и керамическому искусству в Италии, после чего получил диплом дизайнера в Королевском колледже искусств. Он пробовал в работе различные жанровые направления: скульптуру, керамическую миниатюру, дизайн мебели, свето- и видеоинсталляции. С 2005 года его работы выставляются на аукционе ICFF в Нью-Йорке и в David Gill Galleries в Лондоне.

Одной из самых известных работ Барфорда является набор фарфоровых тарелок «Global service», складывающихся в настоящую карту мира. Эта работа выражает популярную на Западе идею мировой коммуникации: за столом, где собираются незнакомые люди из разных стран, должны присутствовать «предметы-коммуникаторы», помогающие завязать разговор.

В творчестве Барфорда есть ещё одно интересное направление: он покупает тиражированные фарфоровые фигурки и даёт им новую жизнь, после довольно долгого творческого процесса, в результате которого узнаваемая фигурка оказывается разобранной и по-новому собранной и расписанной. Это своеобразное творчество под девизом «Искусство против китча» принесло Барнаби немало славы на всевозможных экспозициях и выставках, а журнал «Wallpaper» в 2004 году назвал его лучшим молодым дизайнером.

В чём же секрет успеха Барнаби Барфорда? Наверное, в том, что он умеет очень тонко чувствовать настроение общества, его интересы и потребности, но в то же время не опускаться до банального заигрывания с публикой, как это зачастую делает массовое искусство.



Главная черта работ Барфорда - ироничность, которую хорошо ощущают люди, способные к критической оценке. Вот, к примеру, одна из идей художника: он решил воплотить в фарфоре современные модные тенденции - модели с последних миланских, парижских и нью-йоркских показов. Но вот вместо длинноногих манекенщиц одеты в эти наряды… малыши-ангелочки, пухленькие пупсы путти.

Следующая идея мастера получила название «The Good, The Bad, The Belle» и воплотилась в 2009 году в новой серии фарфоровых статуэток, представляющих сцены столкновения старых и новых культурных героев. Серия вызывает неоднозначные чувства, так как представляет все пороки современной молодёжи: насилие, экстремизм, пошлость, духовную пустоту, распущенность, безнравственность, наркоманию. Впечатление усиливается ещё и тем, что мальчики с битами в руках или беременные девочки, кружащиеся в хороводе, - всё те же пухленькие пупсы, их внешний вид не содержит даже намёка на порочность. Серия заставляет людей задуматься об угрозе, нависшей над обществом, и в то же время красноречиво говорит о бессилии прежних идеалов в борьбе против современных пороков. Необходимы новые средства. А для их нахождения необходимо сначала хорошо изучить те причины, которые ведут к формированию таких страшных пороков, в том числе и психологические. И найти то, что можно предложить молодёжи взамен.

Эти задачи Барнаби Барфорд решает в последней своей работе, которая получила название «Любовь - это…».

Уже само название новой серии обращает на себя внимание. «Love - is…» - название жевательной резинки, страшно популярной в 90-е годы. Идея обернуть жвачку во вкладыши, представляющие развитие любовного чувства, очень хорошо характеризует время, использующее пошлость для рекламирования продуктов ширпотреба. Именно попытку разобраться в причинах опошления такого высокого чувства, как любовь, предпринимает Барфорд. Он исчерпывающе рассказывает о своём замысле: «Я изучал разницу между любовью и похотью, рассматривая их с позиции смысла: что значат эти крайности для нас сегодня. Любовь - прекрасна. Это вечное, благодетельное, небесное, то, к чему все мы так или иначе стремимся. Похоть - чувство мгновенное, эгоистическое, грешное и порой жестокое. Я думаю, что мы всё чаще и чаще путаем любовь и вожделение».



Оригинальные сувениры показывают нам, в сущности, банальные сцены, которых много в интернете: мальчик в окружении груды порнографических журналов («Как ещё я должен этому учиться?»); мужчина, везущий тачку, наполненную теми же журналами («Секрет счастливого брака»); выглядывающие из-под одеяла руки и ноги, принадлежащие… четверым («Любовное гнёздышко»), мужчина заглядывается на проходящую даму, в то время как ведёт под руку спутницу. Но любовь ли это? Все ли мимолётные желания, связанные с половой сферой, можно назвать этим прекрасным словом? Никто (из честных людей) не будет, наверное, отрицать возникновение подобных желаний хоть раз в жизни. Они отражают физиологию, и их, скорее всего, нельзя назвать порочными, если они не заменяют у человека систему ценностей, превращаясь в образ жизни.

Барнаби Барфорда волнует другой вопрос: нужно ли возводить сцены похоти в ранг предмета искусства. Даже если исходить из того, что искусство должно отражать природу, творчество не должно существовать по принципу «что естественно - то не безобразно». Если художник действительно ставит перед собой цель совершенствования общества, он в своих авторских изделиях должен показывать идеалы красоты, а не допустимые безобразия, даже если они оправдываются самой природой. Фигурки Барфорда забавны, ироничны, но дух от них не захватывает и сердце чаще не бьётся. В этом и заключается цель автора: они заставляют человека задуматься над тем, что же такое настоящая любовь. Познакомиться с другими шедеврами Барнаби Барфорда можно на  по адресу www.barnabybarford.co.uk/image_gallery .

искусство, любовь, суверниры, керамика, авторская работа, Барнаби Барфорд

Previous post Next post
Up