Ремесло или искусство?

Sep 18, 2011 20:10

Чем искусство отличается от ремесла? Это один из самых древних споров, которые ведут мыслители уже несколько столетий. Действительно ли ремесло - это низший, потребительский уровень в отличие от высокого искусства, утверждающего вечные ценности?

Ответы на эти вопросы попробовала найти британская художница по фарфору Ребекка Ридсдель в своём новом проекте «Image Courtesy». Каких только оригинальных названий ни давали критики, журналисты и рядовые блоггеры этой уникальной коллекции! «Пластическая хирургия фарфора», «Обнажённый фарфор», «Вскрытие фарфора», «Керамика, раздетая до белья»…

Любовь к фарфору у Бекки, можно сказать, в крови: её мать тоже занимается росписью керамики, и будущая художница уже в 10 лет могла безошибочно определить страну, в которой было изготовлено фарфоровое изделие и авторов коллекционных предметов. Причём Ребекку всегда привлекал именно белый, полупрозрачный фарфор первозданной чистоты - он пробуждает фантазию, послушно приспосабливается к любой идее художника.



Вообще фарфор - один из самых удивительных материалов: ещё древние китайцы приравнивали его по ценности к драгоценным металлам и камням. Этот материал сам по себе является загадкой: за его кажущейся нежностью и хрупкостью скрывается прочность и долговечность. Работа с фарфором, позволяющим создавать изящнейшие произведения искусства, издавна привлекал внимание самых талантливых мастеров.

10 лет работы техником по керамике дали Ребекке огромный опыт и потрясающий багаж приёмов и технологий, используемых в этом виде искусства. Этот опыт позволил Бекки открыть собственную мастерскую, открыть для себя костяной фарфор и начать работу над оригинальными авторскими проектами. «Image Courtesy» - самый оригинальный из них.

Итак, что же из себя представляют эти авторские изделия?

Представьте себе белоснежный костяной фарфор, который разрезают с помощью хирургических инструментов. А там, под слоем белой массы, неожиданно обнаруживается… потрясающе красивая красота весеннего сада! Человеческому взору открываются изящные цветы, буквально расцветающие на тарелках и чашках. Скучная белая посуда оживает, превращается в живописные шедевры.



Так и человек: часто яркая творческая натура скрывается под серой неприметной внешностью до тех пор, пока кто-то не поможет её проявиться во всей своей красе. Так и творчество: грязная глина под руками ремесленника превращается в скучную посуду, а под руками художника становится произведением искусства.

Конечно, в двух словах идею Бекки Ридсдель не объяснишь: слишком сложны философские мысли, вложенные художницей в уникальную коллекцию. Это и напоминание об обманчивости внешности, об истинных ценностях, скрытых под слоем фальши; и стремление показать зрителю процесс рождения настоящего искусства; и мысль о сложности, неоднозначности мира и человеческого бытия. Авторские работы художника символичны, многозначны, а следовательно, каждый зритель сможет открыть в них что-то своё. Важно одно: это искусство со смыслом, не только дарующее людям эстетическое наслаждение, но и заставляющее их задуматься об истинном смысле жизни, в которой каждый человек может и должен пройти нелёгкий путь от рядового ремесленника до настоящего мастера своего дела.

искусство, Ребекка Ридсдель, авторские изделия, ремесло, фарфор, керамика

Previous post Next post
Up