Микеланджело заканчивал расписывать Сикстинскую капеллу, будучи полуслепым. Балерина Лина По, которую слепота и паралич отлучили от сцены, стала знаменитым скульптором. Можно ещё долго перечислять имена великих художников, которых тяжёлая болезнь не только не сломила, но и открыла в них второе творческое дыхание. Ясно одно: призвание художника настолько сильно, что способно творить чудеса. Оно укрепляет у ослабшего телом человека дух, наделяет его огромной волей к жизни и открывает ему истину. Воплощаясь в художественных образах, эта истина освещает жизненный путь не одному человеку.
Сегодня хотелось бы рассказать о Наталье Дорошевой, художнице, чья творческая судьба сходна с подвигами великих предшественников.
Наталья Дорошева - художник по призванию. Она закончила художественную школу, получила образование архитектора. Двадцатилетняя благополучная творческая деятельность закончилась в одночасье - инсульт, паралич всей правой стороны… А потом художница вновь начала рисовать. Левой рукой. Сменилась только техника: масло уступило место пастели.
Авторские работы художника Натальи Дорошевой - это нечто завораживающее. Это мир женщины, открывающийся перед зрителями во всей своей мудрой полноте. Грация - гордая и стыдливая, греховная и божественная. Бесстыдно нагая телесная красота и одухотворённое совершенство. Вся полнота чувств, зародившихся и несмело набирающих силу в женской душе, отразилась на полотнах. Тайна, с которой так же грациозно спадает покрывало, как одежда с женских тел на картинах Натальи Дорошевой. И сразу явственно ощущается нежность, ранимость, беззащитность, хрупкость обнажённой женской души, распахнутой перед всем миром в чувственном порыве!
Мне кажется, что обращение художницы к женским образам очень закономерно. Человек, переживший тяжёлые потрясения, всегда становится мудрее, ему открывается истинная ценность жизни, любви, счастья. А что лучше женского образа способно передать чувства: боль, восторг, удивление, надежду, любовь? Женщина создана из эмоций, она ими живёт и выражает свои мысли по поводу всех событий этого мира. Именно поэтому любая женщина - это, прежде всего, загадка, которую сложно разгадать человеку, не умеющему тонко чувствовать.
Загадочность женской души породила две крайности в отношении к женщине: осуждение и восхищение. Кто она: корень зла, источник грехов или хранительница божественной истины? Живописцы и скульпторы издавна пытаются решить эту задачу на языке женского тела. Вглядитесь в эти фигуры: позы, жесты, каждый изгиб, наклон, напряжение мышц способны рассказать целую историю счастья или бедствий, раскрыть перед нами женскую судьбу во всей её полноте, разгадать загадку красоты, которой Бог наделил женщину.
По этой самой красоте тоскуя,
Преобразив земное бытиё,
Великий Мастер Женщину рисует
Такой, какою видит ОН её...
Пробившись сквозь извечную рутину,
Душа его летящая поёт!
А женщина взирает на картину -
И в ней себя почти не узнаёт:
Улыбка феи, бархатная кожа,
Румянец на щеках и гордый взор…
Да ведь она красивей и моложе,
Чем это ей казалось до сих пор!!!
И, повинуясь воли инстинктивной,
Уверовав в правдивость полотна,
В реальной жизни, а не на картине
Прекраснее становится она!
И вот уже стройна и горделива
Она идёт по улице пустой...
Она красива! Боже, как красива!
Какой-то... неземною... красотой!!!
Это стихотворение Елены Маринчак великолепно раскрывает смысл творчества, его преображающую силу. Образ женщины в искусстве, конечно, имеет огромную ценность как воплощение истинной Красоты, Любви, Материнства. Но этим его роль не исчерпывается. Женский образ, действительно, обладает способностью исцелять души, «выпрямлять» человека, открывать ему жизнь в истинном свете. Это очень хорошо известно художнице из Самары Наталье Дорошевой, чьи картины представлены
на нашем сайте авторских работ. В том, чтобы открывать людям смысл человеческой жизни, пробуждать в них чувства, заключается её творческий долг. А беззаветное служение людям вопреки всем трудностям - это и есть настоящий подвиг!