Мой коммент
отсюда Считаю одной из самых важных проблем как образования, так и современного общества - лицемерие, в первую очередь перед собой же. Образование, которым мы так гордимся, его колоссальный груз - на 90% выветривается из наших мозгов за первые года после школы. Ну вот правда, если спросить себя - что я такого помню, что мне пригодилось в реальной жизни из курсов физики, химии, географии, биологии, ОБЖ и т.д.? Что я помню из прочитанного на литературе? Если же что-то осталось - является ли это именно тем, что я хотел бы получить от тех курсов? Если вы помните формулу e=mc^2, понимаете ли вы ее суть, не увидев когда-то иллюстрацию работы этой формулы?
Я выпустился из школы в 1999, пошел поступать на мехмат Новосибирского госуниверситета, который и окончил "красным" магистром. В школьном аттестате имел одну четверку, по биологии. Всё остальное - пятерки. Соответственно, учиться любил, первое сентября был любимым днем, приносил учебники из библиотеки и упоенно их листал.
Тем не менее, считаю, что даже то, что есть - надо менять. Школьное образование по существу не менялось с XIX века, где сигналы подавал звонок, аналогичный фабричному свистку. Рано или поздно мы придем к тому, что из групп интересов "дети-родители-учителя-директорат-муниципалы-государство" дети и их дальнейшая судьба являются важнейшей. А дети любят общаться, играть, соревноваться, самовыражаться, не слушаться недостойных старших и уважать достойных, и так далее. Как это согласуется с традиционным сидением за партой 10 лет и решения шаблонных задач с готовыми ответами, написанием школьных сочинений, совпадающих с мнением учительницы?
Вот как я вижу, можно было бы хотя бы оживить каждый из основных предметов. Вопрос, конечно, что это должны принять оставшиеся группы интересов, начиная с учителей и заканчивая государством.
Русский язык: прослушивание записей профессиональных чтецов и ораторов, разбор интонаций - это поможет в освоении пунктуации, обогатит словарный запас, вселит любовь к красивой грамотной речи.
Литература: просмотр фильмов по произведениям, сравнение "что лучше - книга или фильм", импровизированный театр по самым ярким сценам, приглашение профессиональных актеров.
Математика - пересмотреть часть материала из двух последних классов, сделав упор на проявление математики в настоящей жизни. В биологии, в физике, в химии, в экономике. Ту самую часть математики преподавать факультативно для тех, кто поступает на академические специальности точных и естественных наук.
Физика - опыты и демонстрация физических явлений из Интернета
Химия - то же самое. Просто удивительно, сколько появилось возможностей для заинтересовывания этими науками за 15 лет.
История - демонстрация артефактов эпох, костюмированные сценки, распределение ролей, мозговой штурм над причинами и следствиями исторических событий. Наша учительница истории задавала вопросы на внимательность и давала палочки правильно ответившим - и всем это нравилось. Палочки конвертировались в пятерки.
А вообще, мне кажется, передача дополнительных, неакадемических знаний о жизни в нашей стране может происходить только через дополнительные образовательные учреждения. Типа "продленки", где подростки будут общаться в образовательном контексте, получать необходимые навыки, учиться самостоятельности. Традиционную школу с ее морально устаревшей системой оценок 3-4-5 изменить крайне трудно.