Aug 11, 2010 12:05
Итак,
наблюдается падение нравственного уровня учащихся и молодежи. Омоложение
алкоголизма, проституции, преступности, наркозависимости, зависимости от
игровых автоматов вызывает необходимость сказать несколько слов об этом аспекте
воспитания в семье и школе. Разумеется, в школах проводятся классные часы,
иногда перед учащимися выступают врачи, знатные родители отдельных учащихся,
деятели духовенства. Но, увы, большая часть учащихся на выступления
представителей духовенства смотрят скептически, а часто вовсе отрицательно.
Причина здесь в том, что родители этих учащихся по существу атеисты и не
верующие во власть и его подразделения (включая суд, прокуратуру, милицию).
Подавляющее большинство людей ныне верят лишь в «Золотого тельца». Вот почему
многие родители в воспитании нравственности не исходят из религиозных
постулатов и заповедей, которые, несомненно, должны заслуживать внимание
учителей и воспитателей. Другой недостаток в семейном воспитании, на наш
взгляд, в том, что между делами и словами, между собственным поступком
родителей и декларируемой ими нравственностью нет соответствия. Это касается в
целом закона и соблюдения законности. Наблюдается резкое увеличение случаев
силового воздействия на детей. Исследования показывают, что каждый второй
ребенок подросткового возраста испытывает силовое воздействие в семье со
стороны родителей, 62% подростков указывают на алкоголизм хотя бы одного из родителей.
Всем известно отрицательное влияние телевидения по рекламе пива и водочных
изделий. Редки кинофильмы, где герои не пили бы, не скандалили, не дрались с
кем-то по разному поводу, не убивали и не показывали бы секса без любви.
Поэтому неудивительно, что 78% юношей и подростков 12-16 лет пробовали спиртные
напитки; 30% старшеклассников хотя бы один раз были пьяны до беспамятства. К
сожалению, очень низок авторитет родителей. Так, например, только 16% юношей
своего отца в чем- то считают образцом подражания, а свою мать образцом
подражания считают лишь 18% девушек. Только 14% девушек хотят, чтобы дети были
похожи на них, а среди юношей таких только 9 процентов. Любопытны данные о том,
что лишь 6% юношей и 13% девушек в возрасте 16-20 лет верят в настоящую любовь.
Только 20% девушек и 11% юношей того же возраста уверены, что их семьи в
будущем не распадутся. Эти данные говорят об уровне семейного воспитания и о
нравственном воспитании, - в частности. Если сказанное обобщить, то можно
утверждать о распаде института семьи, в лучшем случае, о его явных симптомах.
Итак, генофонд
нации в опасности. Это молодое поколение с его физическим, нравственным,
интеллектуальным уровнем развития, способным продолжать морально и
интеллектуально здоровый род человечества, нации, этноса. Генофонд - это, прежде
всего, производитель и воспитатель этого рода - семья. На мой взгляд (может
быть это наивно), фундаментальная задача каждого родителя, каждой будущей
невесты и жениха - осознать опасность гибели генофонда, опасность распада
института семьи, и начать работу необходимо с каждого из нас.
Ныне речь идет о
специальном целенаправленном воспитании будущих отцов и матерей на основе
специально разработанных программ, начиная с подросткового возраста в школах, а
затем во всех вузах без исключения. Семья как институт воспитания и
формирования личности ребенка в настоящее время не выполняет свои функции. Без
восстановления функций семьи, без специального воспитания будущих матерей и
отцов нет будущего России, ее регионов, нет будущего любой нации.
На основе
высказанного соображения нам стоит подумать о способе восстановления и
перестройки института семьи и родительства, целью которого должно стать
спасение населения от физической, духовной, интеллектуальной, нравственной
деградации. На мой взгляд, работа должна вестись по направлениям:
Включение цикла
предметов по психологии воспитания детей в семье в программы вузов и ссузов
объемом не менее 250 аудиторных часов.
Открытие малых
академий в каждом районе с программой в объеме 2000-2500 часов.
Продление
обучения в средних общеобразовательных школах до 12-13 лет (за счет включения
предметов по обучению отцовству и материнству).
Ближайшие задачи
видятся в следующем:
Созвать совет
ректоров вузов РБ по обсуждению поднятых здесь проблем.
Созвать
совместное совещание Минздрава и Минобразования РБ по обсуждению поднятых
вопросов.
Разработать
программу по освещению отдельных аспектов проблемы в СМИ для работников
телевидения, радио и газет-журналов, издаваемых в РБ. Выделить специальные
рубрики в различных СМИ.
Пересмотреть
разработать новые учебные программы во всех учебных заведениях, курсах по
повышению квалификации работников народного образования.
Открыть рубрики
во всех газетах, журналах по освещению и пропаганде идей «Института отцовства и
материнства», по воспитанию детей в семье, дошкольных заведениях.
Дополнить план
работы библиотек всех уровней комплектованием книг по данной тематике и
организации выставок-презентаций, конференций в целях реализации отдельных
аспектов поднятой проблемы.
Поручить
подготовку кадров для работы в школах, учебных заведениях педагогическим вузам
РБ.
Создать
общественный Совет при правительстве РБ по реализации и контролю деятельности
всех организаций, участвующих в разработке программ по воспитанию отцовства и материнства
и по их реализации.
Просить
Правительство и Президента РБ в новом финансовом году выделить дополнительные
средства из бюджета не менее 5-10 % от общего национального дохода для
реализации программы.
В заключение
следует подчеркнуть, что данная идея - идея национального спасения народов,
населяющих и Башкортостан, и Россию.
Профессор Сафин В.Ф.,
зав.
курсами практических психологов Башгоспедуниверситета,
Заслуженный деятель
науки РБ,
Заслуженный учитель РБ
отец,
семья,
дом,
женщина,
брак,
мужчина