Эссе в
Школу российской политики.
Разработка системы управления отходами в Республике Башкортостан, как и водится, берет свое начало с острой необходимости что-то делать с постоянно накапливающимся мусором. Особенно это стало заметно в наш век рекламы и потребления, когда порой упаковка превышает размеры ее содержимого и по массе, и по объему. Как следствие, это привело к увеличению количества полигонов для захоронения твердых бытовых отходов (далее ТБО), и, соответственно, отводимых под них земель.
Правительство Республики Башкортостан отреагировало на проблему утверждением Республиканской целевой программы «Экология и природные ресурсы (на 2004-2010 годы и период до 2015 года)» 18 февраля 2004 г. Указом Президента РБ за номером УП-103. И уже на основании этой программы Государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности» Республики Башкортостан (далее НИИБЖД) разработало проект Республиканской целевой программы «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан» на 2011-2020 годы (далее программа).
Итак, целью данной программы будет служить усовершенствование ныне действующей системы обращения с ТБО на территории РБ для улучшения экологического состояния республики, которое включает в себя целый комплекс мер для достижения поставленных задач. Парочку из них я бы и хотел представить в своем эссе, как возможность принять личное участие во внедрении системы управления отходами в своей родной республике.
Реализация программы предусмотрена в два этапа. На первом этапе с 2011 по 2013 г. провести эксперимент по раздельному сбору ТБО в населенных пунктах, а также начать проектировать и строить первые объекты обращения с ТБО. На втором этапе с 2014 по 2020 годы уже планируется создать производства по переработке вторичных ресурсов, а также полностью избавиться от несанкционированных свалок.
Хотел бы прояснить о каких объектах обращения с ТБО идет речь: здесь имеются в виду мусороперерабатывающие заводы и сортировочные комплексы - данный вывод сформирован тем, что на втором этапе программы говорится о переработке вторичных ресурсов.
В первоочередной задаче стоит проведение эксперимента, будет ли наш народ фасовать свой мусор в отдельные пакеты? Ответ очевиден: не будет. Данная привычка формировалась десятилетиями, и, к сожалению, столько же будут прививаться новые западные манеры. Но, как я полагаю, это не должно остановить реализацию программы, поэтому после продолжительных поисков я нашел очень интересный проект мусороперерабатывающего завода по сортировке ТБО с уникальной особенностью: для него абсолютно не требуется первоначальная сортировка мусора на этапе сбора. Кроме того, данный завод позволяет перерабатывать 400 тыс. тонн ТБО не только сортировкой, но и с применением низкотемпературного пиролиза, что позволит перерабатывать до 85% ТБО по объему (на сегодня этот показатель намного меньше 50%).
Думаю, это то, что нужно нашей республике именно сегодня, у меня даже была
публикация на эту тему в журнале «Инновационный Башкортостан» в №3(6) 2010 на стр. 36.
Вторым этапом программы требуется создать инфраструктуру вторичных производств, которую логично было бы разместить в непосредственной близости от мусороперерабатывающего завода, дабы снизить расходы на транспортировку вторсырья.
И самое главное, необходимо навсегда избавиться от несанкционированных свалок. Мне есть, что предложить республике.
В НИИБЖД на основании геоинформационных технологий разработали метод обнаружения мест временного размещения ТБО и несанкционированных свалок. То есть с помощью снимков местности со спутника, по следам от колес автомобилей и прочих особенностей анализа, можно обнаружить места незаконного хранения ТБО. Обнаружили - хорошо, дальше что?
Далее весь найденный мусор необходимо будет перевезти на мусороперерабатывающий завод, где ТБО подвергнутся переработке для извлечения полезных составляющих, а также постараться сделать так, чтобы обнаруженная свалка не образовалась вновь. Есть несколько путей, и самый простой - это организовать на этом месте сбор ТБО путем установки контейнеров, включив его в глобальную систему управления отходами в РБ. Следить за этим будет местная администрация района, на территории которого была обнаружена свалка, потому что еще раз платить огромный штраф не хочется, да и контейнеры все же подешевле будут.
Можно долго рассуждать о том, как оптимизировать процессы обращения с отходами у нас в республике, но, к сожалению, от этого больших прорывов не происходит. На мой взгляд, проблема кроется в отсутствии единого центра по управлению отходами. На сегодня основных участников, которые, так или иначе, задействованы в мусорообороте, семь, это: Министерство природопользования и экологии РБ, Министерство промышленности и инновационной политики РБ, Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Государственный комитет РБ по предпринимательству и туризму, Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре, Администрации муниципальных районов и городских округов РБ. И это без учета юридических лиц и частных предпринимателей.
Считаю, что создание единого центра по управлению отходами существенно облегчит вопросы взаимодействия между вышеназванными структурами, потому что таким образом будет реализован процессный подход к решению глобальной задачи, который очень эффективен, не даром он лег в основу семейства стандартов ISO 9000 в области управления качеством.
И первым объектом в реализации программы должен стать Уфимский мусороперерабатывающий завод, как символ перехода к новому мышлению, к открытию новых производств и технологий, к созданию новых рабочих мест, к привычке убирать за собой, наконец.
В конце концов, это наша ответственность, какую республику мы оставим нашим детям.