О ложной простоте

Jan 22, 2025 23:16

"Нуа́р (фр. film noir «чёрный фильм») - кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х - 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны".
В жанре наур все "резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями довоенного времени".
И еще!
"С восстановлением послевоенной экономики к американцам начинает возвращаться уверенность в светлом будущем. По мере роста оптимистических настроений нуары вытесняются на обочину кинопроизводства".
(Википедия)

Вроде бы, все понятно: до войны жить было хорошо, и потому Голливуд снимал светлые, жизнерадостные фильмы. Однако наступили трудные времена - и фильмы стали темными, печальными. Бытие определяет сознание, базис детерминирует надстройку, культура - отражение экономики, разве не так? Знакомый стиль мышления.

Проблема такова: с реальностью такие схемы не стыкуются!

В 1930-е американцы снимали жизнерадостные фильмы. То было самое мрачное десятилетие в истории США: страна изнемогала от Великой депрессии, а потом много лет не могла восстановиться.

В 1940-е американцы снимали мрачные, депрессивные фильмы. То было десятилетие величайшего триумфа в истории США. Взлет был таким, что на одну страну теперь приходилось около половины (!) мировой промышленности. Американцы, в большинстве, как сыр в масле катались.
Царящий в стране "пессимизм" и "восстановление послевоенной экономики" выдуманы людьми с другим, советским историческим опытом. Не удивительно, что в английской статье Википедии вся эта чушь отсутствует (зато есть интересные данные о настоящих истоках нуара - естественно, не в "жизни", а в искусстве).

Это всего лишь пример! Обобщу собственный опыт: если для культурного феномена придумывают "простое" объяснение из сферы истории или экономики, то оно просто притянуто за уши. Это, скорее всего, ложное объяснение.
Previous post Next post
Up