Один день Арторона Весконовича (23 февраля на конвенте)

Mar 01, 2024 21:30


Чувствую себя разгильдяем: ни к одному Вескону я не подходил так небрежно. В итоге наша «головная» секция толкинистики удалась на славу! Это главным образом заслуга Марсии - труженицы и подвижницы. Честно сказать, у нас сейчас такое разделение труда: Марсия трудится, я раздаю указания. Руководить - тоже дело неглупое, и все-таки мне стыдно. ;-(

Намереваюсь в будущем больше работать по Вескону, как было в старые, добрые времена.

Кроме чудесной Марсии должен благодарить своего однокурсника Амдира, которого я пригласил работать волонтером. Не всем известно, что этот умнейший, скромный человек - главный библиограф всея толкинистики (и не только российской). Ему принадлежит этот толстенный труд, изданный в ИНИОН:



Я же заканчивал небольшой труд - лекцию вычитывал! - в ночь перед первым днем конвента (23 февраля). Лечь спать не удалось, и милая Анориэль качала головой. Зато мне за лекцию было не стыдно.

И вот Вескон открылся! После 11 утра, пока я завершал техзаявку и приводил в порядок наши «внутренние» документы, Марсия прочла первый доклад: "Край Серебряного Лебедя: запутанная история Белфаласа и Дол Амрота". Весьма достойно и ново! Хочу увидеть текст, ибо прослушать удалось вполуха.

После полудня набралось уже больше 20 слушателей. Почти весь день потом нас было в комнате 25-35 человек и никогда не меньше 20. Для «кабинетных» секций это много, и меня радует такое постоянство. Программа-то хорошая!

С 12 до 14 круглый стол "Внутренние авторы у Толкина: кто, как и зачем они нам?" Ангел говорит про Властелин Колец, Бран - про «Книгу Утраченных Сказаний», а Кеменкири - про корпус Сильмариллиона. Автором «Акаллабэт» - сюрприз! - был не Элендиль, автором  «Серых Анналов» - еще один сюрприз! - не Пэнголод. Так получается, если читать тома «Истории Средиземья» полностью, а не так, как их обычно читают. Браво, докладчики, браво!

У меня появился свой ответ на самый сложный из вопросов, звучавших на круглом столе: _зачем_ Профессор с таким постоянством поминает этих авторов? Просто профдеформация филолога-медиевиста?

Предположу, что для «контроля качества». Смотрите! Тексты Толкина, особенно же «Сильмариллион» представлены как 1) древняя традиция, 2) _правдивая_ традиция. Но если внутренний автор такого компендиума - не Господь Бог, а летописцы, то тогда автор внешний (то есть Профессор) должен уметь ответить за каждую строчку: как этот факт стал известен? откуда летописец его знает?



Наша комната перед конвентом

Когда текст сложный, и задача эта - архисложная, но у меня такое впечатление, что Толкин, в целом, справился. Почти все «неразрешимые» вопросы, которыми задаются читатели «Сильмариллиона», имеют ответ, просто подумать надо.
Помните, в ролевой песне о смерти Финголфина: «Пусть другой наврет о количестве ран»? Если дерутся двое, один гибнет, другой (Моргот) будет молчать, а никого больше на месте поединка нет… кто же «сольет информацию»?

Кто, кто? Известно, кто! Тот, кто через минуту расцарапает лицо победителю, унесет павшего и передаст Тургону тело. Вот вам источник традиции о поединке.

Чтоб «сборник летописей» не терял внутреннюю достоверность, внешний автор должен был всегда держать в уме внутренних авторов. А значит, писать о них.

А теперь вернемся на Вескон! Подходит моя лекция "Тирион - Валмар - Альквалондэ: прогулка по заморским городам". Напишу коротко: мне кажется, прогулка удалась. Давно проверил: самый удачный доклад - это такой доклад, который ты тупо отчитал по бумажке (но с напором-темпераментом). Если ж импровизировать, получится не так содержательно. И можно просто не успеть. А «по бумажке» получилось впихнуть в час двадцать лекции плотнейший текст на 50 тысяч знаков, рисуя параллельно на доске план-схему маркером и параллельно же проецируя на экран МЭШ слайдшоу.

«Откуда, как ты смог собрать про Тирион так много?» - спросите. Узнаете, когда я выложу сам текст с картинками!



Оксфорд, Мертон-колледж (среди этой красоты Толкин работал)

В комнате было человек 37. Больше, по-моему, (если оставить за скобками популярные концерты с балами) приходило только на Морваэна на РИ-блоке.

Потом был доклад Кеменкири «"Касательно 'Клада'": новый текст о падении Дориата». Недавно прочтено письмо Толкина, в котором дан аутентичный, связанный рассказ об этих делах. Раньше считалось, что такого текста (не считая «раннятины» из томов II и IV) нет в природе. Потому Кристоферу пришлось много фантазировать, когда он попытался скомпилировать 23 главу отцовского «Сильмариллиона». О том письме Кристофер знать не мог - оно лежало у фаната и много позже попало на аукцион.

Выходит, Тингол пал в бою, Финрод же никогда не владел Наугламиром. И много других интересных вещей. По-моему, этот доклад - самый полезный из звучавших у меня на секции.

Дальше была «Своя игра», вопросы для нее придумал я и Науртинниэль (к счастью, за сложность нас не растерзали). Рубились четыре команды, за неверные ответы быстро уходили «в минус», все было похоже на крылатые качели. Вышло захватывающе-остросюжетно, победитель не определился до последнего вопроса, дело решили ничтожные 10 очков. Дал призы и первой, и второй команде. Покупать их (подарки), конечно, немного накладно, зато дает вот такую свободу. Призами, купленными «за казенный счет», я б не решился так распоряжаться.

А потом Балдуин (Семен Фридман) читал доклад "Влияние ветхозаветных и апокрифических сюжетов о допотопном мире на творчество Толкина". Чрезвычайно интересно было слушать о сварливых кузнецах-умельцах каинитах (да! потомки Каина), которые могли стать прототипом орков… и, одновременно, нолдор. Впрочем, изыскания подобного рода, с поиском параллелей, обладают «родовым проклятьем»: трудно бывает доказать, что перед нами именно аллюзия, а не совпадение.

В семь вечера началась новая игра, которую устроил Дарий: "Отгадай героя по хэдканону". Это, по-моему, самое оригинальное, что вообще произошло у нас на секции: в механике игры использовались… разные духи! Гости были в восторге.



Я на Весконе, первый день конвента

Впрочем, я видел только небольшую часть банкета: благовония - это прекрасно, однако надо что-нибудь и поклевать. Передав секцию в заботливые руки Марсии, я поспешил в орговку (она ж наша «служебная» столовка). Булочки со шпинатом уже кончились, зато было много других удовольствий. А Ратиандр назавтра посулил сало медведя и кабана!

Еще было приятно поболтать с волонтерками: какие ж они умницы и красавицы!

Но все хорошее быстро оканчивается. Проходя мимо РИ-блока, у меня слетела… в общем, от ролевиков я не ушел. Очень просили заглянуть, чтобы создать массовку, ибо в той комнате был один орг и один зритель. С экрана МЭШ иногородний лектор что-то бубнил про ролевые игры… может быть, очно это бы звучало интереснее? Ставить доклад через зум, когда докладчик не звезда, к которой бегали бы при любой погоде - значит умертвить мероприятие… особенно если оно в параллель с балом!

Школа как будто вымерла, а кто-то бегал в панике: «Девятый час вечера, а где народ?!» Понятно где - у Тари: ее балы любят и ценят. Правда, еще на толкинистике в этот момент было людно и весело.

Зашел по делу на площадку фэйри (ее как раз начали разворачивать к завтрашнему открытию), потом вновь принял свою секцию: в этот момент Анна Аникина дочитывала доклад «Толкин и Шекспир». Жаль, я не гость и не могу тут слушать все, что захочу: у Анны всегда интересные вещи.

И заключительным аккордом - Кеменкири показала фильм «Сага о кольце» (1971 год, Швеция): такого трэша и угара я давно не видел. Амдир шутил, что эта штука посильнее Питера Джексона.



По-моему, Сэм - с мечом за поясом и трубкой, Фродо - одна из девиц
Мы посмеялись, и все разошлись. Обнял Анориэль. Уфф… день прошел, ничего не запорото!

Продолжение - скоро!

Вескон, Толкин, Арда

Previous post Next post
Up