Париж в эпоху Реставрации (до 1830 года). Население - максимум, 800 000 жителей. В год издавалось книг - от 5 до 6 тысяч названий.
Москва, 2013 год. Население 12 000 000 жителей (по официальным данным; это минимум). Издано книг и брошюр - 67 тысяч назаний.
В Париже книг издавалось больше (на душу населения).
Хотя, тираж, безусловно, в современной Москве выше. У нас сердний тираж одного издания 6,5 тысяч книг. Сколько, в среднем, издавалось у парижан - не знаю (но романы часто издавались тиражом 1 000 экземпляров, если не шла речь о популярных авторах).
В 1817-24 гг. парижские издатели выпустили 12 многотомных собраний сочинений Вольтера (31600 экземпляров собраний в 1,5 миллионах томов). Хитрый король разрешил легально издавать французских вольнодумцев XVIII века - но обязательно в многотомниках. Думал, так меньше покупать Вольтера будут... Просчитался.
Бестселлером 30-х годов был ежемесячный "Журнал полезных знаний" (132 000 экземпляров).
Все кто умел - читали, и это поражало русских путешественников. "Богач в палатах, бедняк в лачуге, поденщик, отдыхая после своей ноши, - читают!" (Ф.Н. Глинка, 1814) Простые люди щеголяли книжными словами - портниха собиралась "организовать" новое платье, привратник разглагольствовал о том, что "собственность священна".
Самые популярные газеты до июльской революции выходили тиражами до 20 000 экземпляров. Действительных читателей было в десятки раз больше.
Дело в том, что годовая подписка на ежедневную газету стоила 80 франков. Представьте себе, что современный москвич подписывается на газетку за 1 000 долларов... Конечно, бедные люди тратили деньги на другие вещи!
Зато богатые каждое утро получали по стопке свежих газет и не могли прожить без них ни дня.
А если нет у вас лишних пят сотен франков?
В Париже действовало 500 коммерческих библиотек ("кабинетов для чтения") - одна библиотека на полторы тысячи душ жителей. В маленьких "кабинетах для чтения" было по тысяче книг, в самых больших - до 20-30 тысяч томов. Кроме французских газет, самые богатые "кабинеты для чтения" предлагали и другую периодику: английские, немецкие, американские, швейцарские, голландские, итальянские газеты. Были и "кабинеты" с книгами на всех языках: от персидского до русского...
За абонетскую плату - 4 франка в месяц - подписчик получал право читать все книги и газеты. За дополнительную плату - брать их на дом.
Чтобы привлечь публику, подписываться на газеты приходилось почти каждому парижскому кафе. Стесненный в средствах человек ходил в кафе не есть, а читать. Закажет одну чашку кофе - а к ней газету просит. Хозяева кафе на своем сленге называли таких маломощных посетителей "столбами" (едоки с кошельком и аппетитом назывались, уважительно, "колоннами").
А журналисты тоже ходили в кафе - чтоб выяснить популярность своих статеек. Чем сильнее затерта газетная полоса - тем больше народу прочли.
Считалось, что большую часть периодики выписывали не простые читатели, а хозяева кафе и "кабинетов для чтения".
В Париже было также 40 государственных библиотек, хотя для "людей с улицы" открыта была только их меньшая часть.
В самой большой библиотеке, Королевской (она была общедоступной), хранилось 800 000 печатных изданий и 72 тысяч рукописей.
БОльшая часть этой массы изданий увидели свет еще в XVII-XVIII вв!
Уже тогда книжное море стало практически необозримым. Даже художественная литература. В Париже каждый день печатался как минимум один новый роман.