Норман Роквелл - выдающийся художник, который увековечил своё имя в истории американской иллюстрации. В течение 47 лет он рисовал для The Saturday Evening Post, 10 лет для Look и всю карьеру для Boy Scouts of America.
Даже если вы не знакомы с именем Нормана Роквелла, вы наверняка видели его картины «Девочка с синяком», «Тройной автопортрет», «Застольная молитва» или одну из его иллюстраций, посвящённых правам человека.
Работы, которые прославили Нормана, изображали обычных людей в их повседневной жизни, и американцы видели в них отражение себя. Художник не просто писал моменты из жизни в Америке в отрыве от реальности, а рассказывал историю через детали.
«День выборов»
Норман Роквелл не только отображал американскую жизнь в своих работах, но и проповедовал общечеловеческие ценности, вселял надежду и веру в национальную идею. Его иллюстрации выдвигали на передний план доброту, заботу, солидарность и порядочность. Кроме того, Роквелл с особым теплом изображал детей, создавая волшебную мифическую страну, где главными героями были дети со своими желаниями, надеждами и мечтами.
Этот вымышленный мир, созданный Роквеллом, был его ответом на несправедливость и насилие, которые окружали его.
Но Роквелл, как и любой другой человек, не жил в вакууме. В 20-ые годы мир стал стремительно меняться: начала появляться новая одежда, новая музыка, новая мораль, новое искусство. Художники все больше склонялись к абстрактному экспрессионизму, а реализм и техники, которыми пользовался Норман, стали считаться «безнадёжно старомодными».
Тогда Роквелл попытался нарисовать «современную» обложку, сделав упор на абстрактные цвета. Но The Saturday Evening Post отклонил её, и Роквелл вернулся к тому, что любил больше всего - к рассказыванию историй через свои иллюстрации. В 30-х годах художник продолжал экспериментировать со стилем, формами, композицией и сюжетом, пытаясь адаптироваться к новым тенденциям и переосмыслить свое творчество.
Норман Роквелл и фотография
В начале своей карьеры Норман пользовался услугами близких и профессиональных моделей, но со временем решил, что этот метод препятствует развитию натуралистического стиля. Тогда с конца 1930-х годов Роквелл начал вырабатывать свой подход к иллюстрации. Для создания картин, большинство из которых стали обложками журналов, он обратился к фотографии.
Работа проходила в несколько этапов. Сперва была идея - лишь зарисовав её, художник приглашал моделей. Норман нанял фотографа и начал все больше использовать фотографии в качестве источников вдохновения и референсов. Это помогло ему более точно передать детали и выразительность своих персонажей.
Роквелл и его фотореференсы
Норман сам выбирал реквизит, подбирал моделей из числа своих друзей и соседей, а также расставлял каждую деталь в композиции. Художник стремился использовать подлинные предметы и костюмы, и в случае их отсутствия приобретал или арендовал необходимые предметы - от простой расчески или кофейной чашки до целых наборов стульев и столов, чтобы достичь желаемого эффекта.
Перед фотосессией Роквелл показывал эскиз натурщикам, объясняя, как и где лучше встать, как держать руки, какие эмоции передавать. Поскольку большинство моделей не были профессионалами, а просто знакомыми или соседями художника, Норман не требовал от них слишком многого. Однако он всегда относился к этому этапу работы серьезно и стремился максимально точно воплотить свои задумки в реальность.
Если на картине в машине сидели люди, проводили две фотосессии: сначала в автомобиле, чтобы разобраться в освещении, перспективе и цветах, а затем в студии, чтобы изучить их позы. Для каждого персонажа на картине подбиралась модель, будь то миниатюрная фигурка где-то на фоне или собака.
Если в процессе иллюстратор чувствовал, что становится слишком зависим от фотореференса, то продолжал рисовать с натуры.
Вот что по этому поводу говорит Рон Шик, автор произведения «Норман Роквелл: За камерой»:
Работая бок о бок с опытными фотографами, Роквелл выступал в качестве режиссера: тщательно отбирал моделей для съемок, выбирал реквизит и места для фотографирования. То есть обвинить его в плагиате очень сложно. Он перерисовывал ровно то, что сам и создавал в момент съемки. Самые запоминающиеся его персонажи: девушка у зеркала, молодая пара на выпускном вечере, семья на отдыхе - были его друзьями и соседями, которые в свое время послужили моделями для фотосъемки.
Черно-белые фотографии были скорее «плюсом», чем «минусом», так как давали Роквеллу больше свободы в воображении: «Если на модели надет красный свитер, я не могу написать его зелёным. Но работа с фотографией, позволяет изменять композицию во многих отношениях: в форме, тонах и цвете».
«Продавщица в канун рождества»
Из референса в иллюстрацию
Для каждой картины Норман Роквелл использовал порой до 100 фотографий. В «переноса» переноса реальности на холст или бумагу, художник внимательно изучал каждый ракурс и деталь, прорабатывая композицию и внося изменения, если считал, что так они лучше зацепят зрителя.
Только после того, как все ракурсы были отрисованы, Роквелл приступал к созданию цельной композиции. Выбранный референс он проецировал на бумагу с помощью проектора Balopticon, при необходимости масштабируя изображение под нужный размер. После этого Норман лёгкими линиями делал набросок иллюстрации.
Роквелл последовательно продвигался от общего к частному, на первом этапе лишь обозначая силуэты. Начиная с самых важных предметов, один за другим Роквелл размещал референсы на холсте, и каждый элемент подгонялся под нужное место и нужный размер. Иногда он использовал только ту часть референса, которая его интересовала, вырезая лишнее.
«Сплетни»
Чистовые иллюстрации Норман рисовал на холсте большего размера, чем будущая обложка журнала. Роквелл переносил контуры рисунка углем на грунтованный холст с помощью копирки, или фотографировал его, проецировал на холст и перерисовывал начистоту. Отдельно Норман рисовал ещё один вариант иллюстрации - цветной и по размеру предполагаемой репродукции, на котором искал палитру окончательной картины.
Норман Роквелл работает над иллюстрацией Art Critic
Конечный этюд Норман закреплял слоем шеллака (смолы), поверх которого уже наносил краску. Роквелл работал долго и кропотливо. Перфекционист, он неоднократно закрашивал целые части композиции или соскребал краску до холста и начинал заново. Иногда иллюстратор выбрасывал даже готовые работы. Он регулярно просил любого, кто приходил в студию, критиковать его незавершённые иллюстрации.
Фотографии, служившие референсами, представляют откровенные моменты повседневного опыта Нормана Роквелла. Они помогают нам лучше понять его увлечение маленькими людьми и представления об идеализированной американской жизни.
«Девочка у зеркала»
«После выпускного вечера»
«Маленькая девочка наблюдает за парой в поезде»
«Скамейки запасных»
«Продавщица содовой»
«Побег»
«День из жизни маленькой девочки»
На
нашем сайте вы можете прочитать еще больше интересных статей о современном искусства, ждем вас :)