Кто такой стальной магнат Эндрю Карнеги? История одного из самых богатых людей 19 века!

Jan 11, 2023 15:32


Кто такой Эндрю Карнеги? Самый богатый человек в мире, сталепромышленник, магнат, бизнесмен, филантроп. Но в начале жизни он был простым человеком, который, приехав в Америку в 1848 году, имел в кармане всего один доллар. Если посмотреть на ранние этапы биографии Карнеги, то можно понять, как он стал самым богатым человеком Америки, подарившим нескольким поколениям американцев веру в себя и успех дела.





Эндрю Карнеги

Краткая справка: "Американский предприниматель шотландского происхождения, крупный сталепромышленник, мультимиллионер и филантроп. Карнеги родился в Данфермлине, Шотландия, а впоследствии перебрался в Соединённые Штаты вместе с родителями."

Эндрю тепло вспоминал свое детство, даже спустя годы радуясь тому, что его семью и предков помнят в Шотландии. С юных лет предпринимателю привили любовь к родному краю. В автобиографии он с гордостью вспоминает о том, что в его городке был похоронен Роберт Брюс, национальный герой страны.

Один из богатейших бизнесменов XIX века, Карнеги был выходцем из Шотландии. Эндрю брался за любую работу: он был смотрителем бобин на ткацкой фабрике, работал на телеграфе. Но путь промышленника начался с работы на железной дороге Пенсильвании.



В 1848 году отец Эндрю решил взять денег в долг и перевезти семью в США. Эндрю переезжать не хотел, но не мог ни на что повлиять. Конечной целью путешествия был город Аллегейни в Пенсильвании, где у семьи Карнеги были родственники и друзья. Отец предпринимателя вскоре занялся ткацким делом, но на этот раз не смог найти торговца и продавал товар сам. Его жена начала работать в мастерской по починке обуви.

Эндрю долго искал, чем заняться ему. В итоге все вышло само собой: Карнеги-старший приступил к работе на ткацкой фабрике и взял с собой Эндрю, который должен был наматывать катушки. Платили за это 80 центов в месяц. Работать было тяжело и скучно, но Эндрю был рад, что помогает семье. Вскоре Джон Хэй переманил Эндрю на другую фабрику: он стал кочегаром, и теперь ему платили два доллара в неделю. Работа была тяжелая, Карнеги страшно было ошибиться, и ему стали сниться кошмары.



Когда Эндрю было 15 лет, его дядя Хоган, друживший c одним из руководителей питтсбургского отделения Ohio Telegraph, предложил племянника на должность рассыльного. Отец Эндрю счел работу опасной для сына, но поддался на уговоры родственников.

Карнеги легко адаптировался к новой работе. Здесь его энергия нашла применение: он каждый день узнавал что-то новое, знакомился с интересными людьми. Работать юноше приходилось много, но платили хорошо, а за доставку писем в удаленные части города добавляли бонусы.

После трех лет работы Карнеги Томас Скотт, глава местного отделения Pennsylvania Railroad, предложил ему должность секретаря и телеграфиста.



Зарплата составляла $35 в месяц, работа считалась престижной и многообещающей. Дороги тогда были только одноколейными, движение шло со сбоями, а работу затрудняли различные мелкие аварии. Однажды такая авария произошла в день, когда трудоголик Скотт опоздал на службу: движение встало, и всюду царил хаос. Карнеги не нашел босса и решил действовать на свой страх и риск. Ответственность на нем лежала колоссальная, но он отлично справился и восстановил движение поездов.

Скотт отреагировал на действия секретаря сдержанно, и Эндрю сначала испугался, что сделал что-то не так. Лишь через какое-то время он узнал, что Скотт одобрил его действия.

В дальнейшем Карнеги постоянно контролировал и курировал движение поездов. В 1856 году Скотта повысили до директора Пенсильванской железной дороги, и он забрал секретаря с собой в Алтуну. Для Карнеги переезд в другой город был довольно болезненным событием, но из карьерных соображений он согласился.



Карнеги, пользуясь поддержкой и советами Скотта, начал инвестировать. Первые $500, ради которых пришлось заложить часть своего имущества, он внес в компанию Adams Express, на чем получил солидную прибыль. Есть версия, что ему помогла мать, взявшая для этого кредит. Вырученные на инвестициях деньги были своего рода подушкой безопасности в первых начинаниях Карнеги. Встречаются сведения, что в середине 1860-х и в начале 1870-х годов он ездил в Англию, где продавал облигации железнодорожных и мостовых компаний.

Еще одно успешное вложение Карнеги сделал после знакомства с Теодором Вудраффом, владельцем патента на производство спальных вагонов. Они вместе ехали в поезде, и Эндрю так понравилась идея Вудраффа, что он помог продвинуть ее Томасу Скотту. Вудрафф предложил Карнеги принять участие в деле. За $217, которые были взяты в банке, Эндрю получил восьмую часть бизнеса. Кредит ему дали легко: в городе знали, что Карнеги умеет вести дела.



Вложение в спальные вагоны вскоре окупило себя, и Карнеги неплохо на нем зарабатывал. Позже он обеспечит слияние этой компании с фирмой Пульмана. Так появилась «Компания Пульмановских спальных вагонов».

В 1862 году Карнеги учредил компанию, занимающуюся возведением железных мостов. В компанию он пригласил Джона Пайпера, Аарона Шиффлера и Якоба Линвилла, который уже успел возвести один такой мост. Последним участником стал Томас Скотт. Каждый из них вложил в дело $1200. Компания получила название Piper and Shiffler, а в 1865 году была переименована в Keystone Bridge Company.

Свою долю в фирме Карнеги оплатил новым банковским займом. Вскоре компания обзавелась несколькими мастерскими, работали здесь в основном с чугуном. Заказы брали у железнодорожных компаний. Первым крупным проектом Keystone Bridge Company стал мост через реку Огайо длиной более чем в 90 метров. Этот проект вызвал сомнение у партнеров Карнеги, но он сам считал, что им по силам его воплотить. Заказчики моста также сомневались, считая, что такая конструкция не выдержит даже своего веса.



Карнеги считал, что на этом проекте он заработает достаточно для дальнейшего развития компании и увеличения собственного состояния. На деле все оказалось гораздо сложнее, и предприниматель понял, что за счастье будет хотя бы не работать в убыток.

Карнеги повезло: оценившие стоимость железнодорожники увеличили обговоренную сумму, и это обеспечило безубыточность предприятия. Платить было за что: компания Карнеги ставила во главу угла качество, и те же фермы моста они делали из стали, что обеспечивало конструкции прочность. Первые успехи вскоре расширили сферу деятельности Keystone Bridge Company. Чёткие и выдержанные решения помогли Карнеги начать скупать металлургические заводы по всей стране, тем самым увеличивая свое влияние. В итоге эта компания - Карнеги Стил Корпорейшнс - сделала революцию в сталелитейном мире.

Под конец жизни Эндрю Карнеги основал Университет Карнеги-Мелона. Также он продал свою сталелитейную компанию, которая в те времена принесла ему 200 млн долларов, но сегодня такая сделка стоила бы 310 млрд долларов.

На нашем сайте вы можете прочитать еще больше интересных статей о современном искусства, ждем вас :)

история мира, интересно, это интересно, история, миллиардер, учеба, известная личность, новости

Previous post Next post
Up