В НАЧАЛЕ БЫЛ СВЕТ. РАЗУМА.

Aug 28, 2022 17:01

Бертран Рассел (сэр) - один из тех мощных чуваков, что заложили в юношестве краеугольные стразы моего мировоззрения. Я тогда очаровался его антивоенным памфлетом и статьей, где он уничтожает богов в угоду здравому смыслу. Прочитав потом Ветхий и Новый заветы, Коран да послания Будды с горы, я плюнул и стал атеистом.

В небольшой сборник "Почему я не христианин" вошла не только эта вещь, но и несколько лекции и эссе, скрепленные общей тематикой, подводящей базу под постулат, что богом все же является сам человек. Он, всю свою историю, таковым и остался, несмотря на постоянное старание религий запретить ему чувствовать, исследовать и познавать. Религиям, к счастью, так и не удалось подчинить себе полет мысли.



Рассел, проходясь по догматам церкви (под церковью он подразумевает любой религиозный институт, мечеть или синагогу в том числе), заодно растаптывает мистиков, метафизиков и всех тех, кто до сих пор думает, что на судьбу человека может влиять Меркурий или некие цифры. Потому что человек разумный не должен верить, он должен, прежде всего, знать. Верить в ту же интуицию, пишет нам лорд Рассел, значит опускаться уровнем сознания на уровень собачки или барашка. Да и самопознание, термин которым одни недалекие морочат голову другим подобным, прежде всего означает, что нужно познать свои отрицательные черты - лживость, завистливость, чертвость. Это трудно, почти никому недоступно.

Чем же плоха религия в целом? Тем, что, во-первых, упраздняет знание. Рассел берет для примера путь становления христианства и показывает, насколько оно убийственно и что человечество вообще выжило вопреки этому учению, а не благодаря. Церковь запрещала и жгла физиков, химиков, математиков, запрещала Галилея и Дарвина, потом Эйнштейна и Фрейда. Каждую секунду своего существования религия борется за старый плоский мир, где все люди ей что-то должны. Боже (атеистов), теологи протестовали против анестезии при родах, потому что женщина должна страдать. И много лет не давали применять для этого хлоформ в конце девятнадцатого века. Благо многие врачи научились посылать церковников нахер.

Касаясь морального облика Христа, Рассел тоже видит его совсем не христианским. Христос мелочен, мстителен, злобен, обрекая инакомыслящих и не желающих склонить пред ним колени на муки вечные в аду. Разве это про любовь? Нет, это стандартная поведенческая модель мелкого царька-тирана, нашпигованного комплексами неполноценности. Более того, Христос будто наслаждается "плачем и скрежетом зубовным" грешников, несколько раз вставляя этот пассаж в своих проповедях. Может именно поэтому поступь христианства по планете сопровождалась реками крови и криками в подвалах и на кострах. Любая религия, основанная на страхе, рождает, прежде всего страх, а не любовь.

Отдельно Рассел рассматривает тему угнетения женщин со стороны религии. Что актуально до сих пор, особенно в исламе. Почему старые мужики с важным набожным видом внезапно решили, что они могут регулировать поведение женщины, решать вопросы ее девственности, репродуктивной функции, как ей выходить замуж, что надевать, что говорить, как себя вести. У бога есть дела поважней, как мне кажется. Например, избавиться от нищеты, болезней, насилия. Но нет, оказывается, он днями и ночами высматривает длину юбок.

Чтобы вникнуть в текст посланий великолепного лорда Рассела, обязательно нужно понять, что земная цивилизация есть всего лишь вспышка и маленькая ступенька в процессе непременного упадка Солнечной системы. И, конечно же, исчезнет. Такие дела. Но мы все же можем хотя бы это время провести приятно. Хорошему миру нужны знания и любовь, а не скорбное сожаление о прошлом. Ему нужна надежда на будущее, а не бесконечный цикл рекурсивных рефлексий. Надежду же можно создать только разумом, не верованиями. Атом - просто удобный способ группировки определенных событий. На эту группировку мы можем повлиять. Бог - нет.

В качестве эпилога - да, правда, сейчас христиане не такие кровопийцы и душегубы, как раньше. Вот только это совсем не их заслуга. Обязаны они этим вольнодумцам, что меняли общество из века в век, гуманизировали его, делали свободным и добрым. И церкви приходилось идти раз за разом на уступки, как раз таки плача и скрежеща зубами. Алюминь.

книги, Бетран Рассел, философия

Previous post Next post
Up