Банки, которые мы заслужили

Jul 04, 2022 18:48


Идея переселения самого стоящего и самого долгоживущего нашего органа, способного к беспредельной регенерации, в более подходящую среду, нежели быстро увядающее тело, у Пелевина витает постоянно. И «Трансгуманизм» можно (и должно) отнести как одну из составляющих к трилогии из S.N.U.F.F. и «Любви к трем Цукребринам».  «Трансгуманизм» продолжает его исследование процессов, позволяющих нам окончательно поехать кукухой, в книге даже есть кукухотерапевты, правда задача их не помогать нам, а помогать себе. Как в жизни. Или в смерти, смерть важна для человечества в целом гораздо больше, чем жизнь, ведь она дает нам шанс на бессмертие через новые рождения, когда на свет может появиться человек, который нам это бессмертие изобретет. Остается только ждать. И умирать. Социальная гармония, вещает гений, заключается в том, что людям нужно не только давать надежду, но и отбирать ее.

«Трансгуманизм» скомпонован из нескольких новелл, отчасти пересекающихся сюжетом, повествующих о посткарбоновом мире, где техническая революция закуклилась в организации вечного жития мозга в специальных банках. А мир возвращается к телегам и лаптям, больше никого не интересуют полеты в космос или классные тачки, когда есть возможность жить вечно. Конечно же, не всем, а единицам, но так уж устроен человек, он не может без цветовой дифференциации штанов.





У России, как всегда, особый путь. Мы его так называем. На самом деле же Россия всю свою историю занимается совершенно ненужными ее обитателям делами, плоды которых пожинают другие страны и народы. Этакий сырьевой придаток, в случае «Трансгуманизма» уже не углеводородов, а углеводородной формы существования. То бишь, мяска. Русские навсегда застряли в орально-анальной фиксации, где единственная форма поощрения или наказания - дать кому-то в рот или оттрахать в задницу. На данной платформе построены все значимые социальные институты, от депутатских кресел до тюрем. Таков путь. В никуда.

Разномастные герои пытаются преодолеть этот замкнутый лабиринт, вылететь под действием угловой скорости с поверхности ленты Мебиуса. Только вот от проблем избавиться нельзя. Их можно решить, но не потерять навсегда из виду. И чтобы попасть в банку после аннигиляции тела, нужно совершить что-нибудь героическое. У русских снова все то же, из века в век - сдохни ты сегодня, а я завтра, Пелевин, не сомневаюсь, скоро сделает из этого религию, судя по тому, как его начали увлекать боги в последних трех романах. Нам еще присуща вороватость, пронизывающая все вертикали (власти, в том числе), но пользы ее в глобальном срезе не ощутить. Вернее, ощущаем ее опять же не мы, а мировое сообщество. Пока русские воруют сами у себя, есть шанс упрыгать далеко вперед. В России будущего, как и всегда, считают, что наш непосильный труд - подпирать небесный свод, мы избранные, от этого непомерного усилия и все российские беды - бесправие, нищета, скудость и серая тщета. Воровство, заносчивость и отсутствие нормального образования (в том числе и в СССР, да-да, как ни горько это признавать некоторым) - есть богоизбранность, Пелевин тут остер как никогда. Причем, почему-то, страдать должен только народ, великие вожди России в «Трансгуманизме» живут в банках под Лондоном, на загнивающем, безбожном Западе. Потому что оттуда лучше видно врага, естественно, это и есть передняя линия фронта.

Но книга не только про банки и Россию. Она вообще про непоследовательную трансформацию общества, когда мозг продуцирует новые ценности. И фишка даже не в том, что в посткарбоновом обществе каждая девушка имеет страпон и может оттрахать любого понравившегося ей мужчину, отказать который ей не вправе, упадет карма и никаких преференций в виде хорошей должности или денег ты больше не получишь. Или про то, что настоящее учение о человечности есть не гуманизм, а вуманизм, что, в принципе, бесспорно. Фишка в том, что общество, изменяясь, меняет и прошлое, переписывая старых героев и чудовищ, меняя этим настоящее и будущее. Мозги в банке - идеальное существование с невозможностью вербализации. Слова разрушают гипноз подчинения любым новым конструкциям бытия. Их постоянно пытались запретить, но банки предоставили возможность отрезать мысли от речевого аппарата. Разве это не прекрасно?



Мечты о банке, где будет храниться твой мозг и проживать еще сотню жизней, похожа на ошейник. Как и любая мечта. Человек становится заложником скриптов и заданного алгоритма поступков, ведущего к его мечте, совершенно упуская возможности жить здесь и сейчас, ветром несущиеся в его напряженное лицо. Все чаще бег за мечтой становится дикой тряской на полосе препятствий, в конце которой тебя размазывает о придорожный столб. И вот ты лежишь со сломанным позвоночником и понимаешь, что дарованные тебе дни и минуты ты потратил впустую. А банку получит кто-то еще. Это совсем не значит, что не надо мечтать. Нужно только ограничивать ресурсы, которые ты можешь израсходовать на мечту. Ну или нет. Тем более веры, как и любви, нет вообще. Вера - это обнаглевшая надежда, а любовь - архаичный рудимент лимбической системы, мешающий надежде продуцировать мечты, на которые уйдет вся твоя ничтожная энергия.

Самое ценное, что я почерпнул в «Трансгуманизме» - лавхак. Не лайвхак, а именно лавхак, тот самый хак мозга, благодаря которому каждый обретёт возможность любить. Атомы, из которых мы сложены - редкие потаскушки, мы и представить себе не можем, где и с кем они блудили до нас миллиарды лет. Но если вам повезет, эти атомы могут вызвать химическую реакцию, благодаря которой мы сможем умереть со счастливой улыбкой на лице, а не гримасой сожаления, как обычно.

Ну и конечно, «Трансгуманизм», как и любой гениальный труд Пелевина, с избытком наполнен аллюзиями, отсылками и прямыми тычками в лицо на сотни культурных заноз, от Хаксли, Курта Воннегута, Пушкина и Оруэлла до Поллока, Да Винчи и Бетховена. Читать и цепляться мыслью за многочисленные переплетающиеся слои человеческой дрянной истории, что может быть лучше в выходные, когда впереди сметающий все доброе в душе понедельник?

Чуть не забыл - «Трансгуманизм» это не только трилогия про могущество и бессилие мозга, роман еще и завершит (ли?) трилогию «Ампира V», полностью раскрыв сущность вампиризма. Если оно вам надо, конечно. Иногда все же лучше применить закон сосиски.

P.S «Богу богово, кесарю - сечение» (с) Виктор Олегович Пелевин

роман, Виктор Пелевин, книги

Previous post Next post
Up