Не так давно внезапно купил две книги про Трою. Не уверен, что меня влек некий научный интерес или греческие гей-оргии, замешанные, как ни странно, на любви к женщине, просто так случилось. О второй книге я расскажу позднее, оставил ее себе на сладенькое. Про первую же расскажу прямо сейчас и это будет Терри Пратчетт. Да, сей гений писал не только истории о волшебниках и Плоском мире, так популярном сейчас, но и вполне себе исторические изыскания вроде «Эрика».
Итак, «лучам солнца удалось сделать то, чего не удалось бесчисленным захватчикам, нескольким гражданским войнам и закону о комендантском часе. Они принесли в город покой». Не правда ли очень точно подмечено? Только зной и, может быть, еще ведро черешни способны утихомирить людской бесцельный рой.
Люди прячутся по домам и начинают выполнять всяческие ритуалы с огромным количеством пирамидок, подсвечником, рунических надписей, магических кругов. Детали эти необязательны, но с ними приятней. То есть, валяются на диванах и втыкают в смартфоны или глиняные таблички, зависит от времени действия.
Иногда подобное втыкание вызывает внутренних демонов (подсвечники и пирамидки сработали, ага). Внутренние демоны видят, что кто-то там в смартфоне или глиняной табличке неправ. И нужно в срочном порядке установить истину, а лучше всего морально унизить того, кто там не прав. Правда, возникает одна маленькая проблемка - твои внутренние демоны, да и ты сам в обсуждаемом вопросе совершенно не разбираешься. Интуитивно чувствуешь, что все там врут, а материальной базы не имеешь. Тогда приходится применять научную методу «какеготам». Этим «какеготам» ты подменяешь любые понятия и отдельные слова. Впрочем, можно просто обзываться и переходить на личности, это в споре работает лучше всего.
Мы отвлеклись немного. Один мальчик вызвал внутреннего демона, но вместо него наружу проклюнулся потерявшийся во мраке сознания нелепый волшебник Рисвинд. Нелепый до такой степени, что его побаивался сам Смерть (это мужик, если что, все-таки феминизм и все такое). Мальчик взял своего внутреннего демона, то есть Рисвинда, и отправился с ним бродить по множественным временным отрезкам Настоящего, Будущего и Прошлого, пытаясь заставить волшебника выполнить три его желания. Только желания делать это у Рисвинда никакого не было. И возможностей, он не умел.
С богами повстречались, с различными. С ними проще всего - раз, перестал верить, и боги исчезают. Со жрецами, обслуживающих этих богов и сующих лапу в государственную казну, гораздо сложнее - их, даже в случае пропажи богов, хер прогонишь.
И вот попадают наше путешественники внутрь деревянного коня. Не спрашивайте, с каждым случается. Коня того расфаршировывают и признают в них вражеских лазутчиков. Из последующих вслед за этим событий мы узнаем, что на самом стало причиной Троянской войны (нет, не женщина, опять же, а мужик), и что послужило поводом Джеймсу Джойсу написать своего «Улисса» (нет, ни желание стирать женские трусики, но и не мужские). На самом деле в корне всех войн и книг лежит обыкновенная дурость. Это если вкратце. Мальчик и Рисвинд помогут жителям покончить с войной, и жители двух враждующих государств смогут наконец-то заняться делом, подобающим всем цивилизованным народам, а именно - подготовкой к следующей войне.
На этом с Троей - все, дальше встреча с самим Создателем. Вполне себе приятный старикашка, немного с деменцией. Он постоянно теряет нужные оставляющие для Творения или забывает, что и как нужно делать. Судя по нашему миру, однажды он потерял стыд. Однако главные герои вынесут из этой встречи поистине сакральное знание - любую воду в джунглях (и не только в джунглях) лучше вскипятить.
Опосля создателя, дабы про прочувствовать разницу, необходимо опуститься в Ад. Дорогу к нему достаточно легко узнать, обычно на ступенях написано «Это же о тебе я забочусь», «Мне хотелось, как лучше» или «Ну пожалуйста, ради наших детей». В общем, не ошибетесь. В Аду скорее скучно, чем жарко, бюрократии много, рутины, каждый день одно и тоже, черти и бесы испытывают эмоциональное выгорание и тому подобное. Закончится путешествие хорошо, адски хорошо, можно сказать. Это же Пратчетт, он не убивает героев просто так. Ну убивает, убивает, но не в этот раз. Не главных, по крайней мере.
«Эрик» - самый короткий роман из цикла Плоского мира, поэтому издатели настояли впихнуть в него еще три рассказа. Очень поучительных и мудрых рассказа. Первый - про театр, что является отражением нашей действительности, смешной и грустный. Второй о том, что никогда нельзя перечить женщинам (мужикам - можно, сотня мужиков не сравнится с одной женщиной, которая ОБИДЕЛАСЬ). Третьим является очень милая рефлексия на тему «почему важно и полезно для общественного благосостояния и морального роста убивать родственников жены (ну наконец-то!)»
В качестве эпилога, продиктованного мудрым Терри - сегодня вечером, укладываясь спать, подумайте о том, что на ваши похороны, скорее всего, люди придут не почтить память, а убедиться своими глазами, что вас точно закопают или сожгут.