Далекое будущее. Настолько далекое, что измеряется от нашего настоящего десятками тысяч лет. Да, Иэн Бэнкс тот еще оптимист, хоть и пишет очень страшные и жуткие книжки. Но «Эксцессия» не похожа и на «Осиную фабрику», ни на «Мост».
Люди, как это ни странно, не переубивали друг друга, а смогли прорваться к звездам, подчинив себе Вселенную, всю, без остатка. Ну как люди - их космические корабли, эволюционировавшие в Разумы разных степеней разумности. Огромные, десятки и сотни километров в поперечнике. Именно корабли стали правителями космоса. Человеческие экипажи сохранились, как и планеты с населением, но человечество само по себе стало просто одной из миллионов простейших форм по сравнению с этими мыслящими гигантами.
Культура, доминирующее государственное образование, если не считать Сублимировавшихся Старших Рас, последние 500 лет не ведает ни войн, ни проблем с другими обитателями космоса. Потому что ее корабли не знают себе равных, они слишком, слишком уж умны. Хамы или эленчи сильно отстают в развитии и огневой мощи. И у Культуры есть боевые мемы, между прочим. И это не смешно. Но вот появляется Эксцессия. Если вы хотите, чтобы я объяснил, что это такое, то даже не надейтесь, я ни хера не понял. Вы тоже не поймете, уверяю.
Корабли, развили свой так называемый искусственный интеллект, взяли на себя управление всеми социальными процессами потому, что человеку была не свойственна человечность. Человек импульсивен, деструктивен, глуп, самовлюблен, жесток, завистлив. Он не умеет любить за очень редким исключением. Разве можно доверять таким существам? Тем более корабли могут преодолевать за секунды «дохрелион километров» (это прямая цитата) и быстро решать проблемы в различных участках не такого уж и большого космоса, как оказалось.
Впрочем, люди стали жить несколько сотен лет, да и вообще есть вариант бессмертия через копирование умослепка. Правда, это все равно что смерть.
Почти вечная жизнь, которую можно посвятить пирушкам, спорту, сексу, науке, пельмешкам - разве это не прекрасно? Многие выбирали отдаленные куски Вселенной, селились на астероидах или кораблях-Отшельниках, и наслаждались своим крайним одиночеством, в котором можно сладко грезить о невыносимом людском обществе. И так - вечность. Ну и не последним для принятия кораблями ответственности за судьбы всех живых на себя была ужасающая медлительность людей. Пока они открывают рот, чтобы что-то ляпнуть, в виртуальном пространстве проходят целые эпохи, расцветают и рушатся империи.
Так вот - Эксцессия. Маленькая темная точка, сразу поглотившая любопытный корабль эленчей, которым она показалась просто забавной игрушкой, и они захотели в нее поиграть. Забыв при этом, что любая игра - это удел взрослого Разума, игра - дело серьезное. Это лучше всего понимают женщины, всю свою жизнь играя в непонятные игры. Да, в центре повествования, как у 146% мужчин-писателей - женщины. Странные, загадочные, жестокие, с любопытством рассматривающие руки встречных мужчин, но не на предмет наличия кольца, а выискивая длинные и чуткие пальцы. Эксцессия, судя по роду, тоже женщина. Видите ли, все что она делает, по сути лишь отражение и последующая проекция того, что вы делаете по отношению к ней.
Хотя черт его знает, может и не женщина, в Культуре каждый человек или существо другого типа не мене одного раза менял свой пол а протяжении физической жизни, технологии это позволяют. Ну чисто для эксперимента и новых ощущений. Мда, России в светлое будущее такого типа путь закрыт, но есть возможно зацепиться за отсталые цивилизации типа Хамской. Если они всех не сожрут.
Эксцессия появилась как раз тогда, когда наглядные свидетельства стремления к узаконенной жестокости остались только в музеях - орудия пыток, орудия убийства, песни Ольги Бузовой. Некоторые корабли несли в себе определенный арсенал, но демилитаризованных Разумов было во много раз больше. Потому что для Культуры не существовало угрозы в этой Вселенной. Кроме самой Эксцессии. Она появилась - и мир начал свое движение в пропасть. Если может быть пропасть в космосе.
Серьезная космическая битва будет лишь одна, описаний космического секса гораздо больше, причем межвидовых. Ибо эта книга не о космосе и борьбы за него, а об обычной и странной тягучей любви, когда два существа идеально подходят друг другу. Разговаривают на одном, понятном только им языке, чувствуют друг друга до самых клеток, любят. Но все делают для того, чтобы не быть вместе, а страдать и мучатся только потому, что у каждого из них есть придуманная им собственная картина мира, которая может вообще неправильно отражать реальность, и какой-то выдуманный портрет искомого партнера. Хочется плакать, но нельзя - это же космическая боевая фантастика от великолепного Иэна Бэнкса, он такое не одобряет.
И да, в этом толстом томе про космос не будет ни одной черной дыры. Уже за это нужно прочесть эту книгу.