Дико странный и пугающий роман, все то время, что я его читал, я не мог отделаться от мысли, что его написал сошедший с ума Чак Паланик, ибо не может человек держать внутри своей головы подобные мыслераздирающие образы. Но нет, это всего лишь добрый и мягкий шотландский филолог Иэн Бэнкс, мужчина в очках и фланелевой рубашке. Теперь я боюсь мужчин в очках и фланелевых рубашках.
«Осиная фабрика» - история юноши, живущего на острове у небольшого городка. Живет он с отцом, который сначала кажется единственным вменяемым персонажем, но это только видимость, например, он смог внушить главному герою, что Земля не является шаром, а является лентой Мебиуса. Отсюда вытекает, что любое перемещение по планете рано или поздно приведет к исходной точке - домой.
Юноша одержим Жертвенными столбами и за неимением других людей на острове обходится менее крупными животными. Но любит собак.
Юноша ждет своего старшего сводного брата, который убежал из психиатрической больницы. Ждет во всеоружии - раскрыв объятья и другие средства массового поражения мозга. В груди его бурлят чувства, схожие разве что с напалмом и это понятно - чувства к близкому человеку никогда невозможно выразить один словом или эмоцией, вы слишком много друг о друге знаете.
Юноша эмпирическим путем выводит, что в состоянии алкогольного опьянения человеку дан автопилот не просто так. А потому что человек одновременно еще и пароход. Человек и пароход - откуда это знал кот Матроскин? Впрочем, котам тут тоже везет.
Юноша, который всю свою недолгую пока жизнь собирает жатву. Жатву из смертей. Довольно точно определение, не правда ли, ведь смерти - это тоже чей-то урожай. Например, патологоанатомов и попов.
Юноша редко видит мать и к лучшему - мать приносит или уже обыденную, но не правильно обставленную смерть, или кто-то становится калекой в том или ином смысле. По сути, каждый человек на Земле калека. Не уверен, что в этом виноваты только матери, но уж точно причастны, они же нас производят на свет, где творится подобная дичь. Юноша четко видит специализацию каждого из двух основных полов - одни умеют рожать, другие убивать. Равновесие, чтоб его.
Юноша осознает, что, если бы люди говорили бы о других людях в тех выражениях, что те люди сами о себе думают, то убивать бы пришлось меньше. Может и рожать - тоже.
Юноша, исследуя ступени эволюции, приходит к тому, что овцы не тупые. Этого гордые и сильные животные, способные выживать в горах, отбиваясь от стаи волков. Это мы сделали их такими, бесхребетными, превратив в шагающий источник белка, отняв надежду на другую жизнь. Мы перелепили их в пугливых и покорных вкусных производителей шерсти. И у нас чуть-чуть не получилось тоже самое сделать с женщинами.
Юноша намекает остальным болванам что очки, защищающие от солнца, называются «противосолнечными», а «солнечными».
Юноша охренеет в конце от того, кто он на самом деле. Впрочем, концовка несколько банальна, хоть и не ожидаема. Но что вас точно увлечет - это то, что вы никогда не поставите себя на место этого юноши. И я заказал еще одну книгу Иэна Бэнкса.