Капитан Очевидность. Начало. Век шестнадцатый

Oct 03, 2014 01:09

Один из самых любимых писателей товарища Кобы. Всю жизнь свою кидался из крайности в крайность в поисках лучшей доли и писал книжки, друг друга имеющие в хвост и гриву.

Государь

О! Великая вещь, которая должна быть на рабочем столе не только каждого рулевого любой страны, но и у каждого руководителя. Даже у бригадира трех каменщиков. Все-провсе о Нем и жалких людишках. Лишь бы мой редактор не прочитала…



В первых же строках Николло обращает внимание, что люди никогда не понимают того, как им хорошо живется в настоящем. И стремятся к смене правителей. Всегда получается только хуже. Поэтому хороший правитель должен гасить смуту в зародыше. Лучше - публичными казнями.



Ещё правитель должен стремиться подмять под себя более слабые народы ибо это очень хорошо для народа собственного. Ему (народу) придется меньше работать и все такое. А значит и на митинги ходить не будет. Вот откуда растут ноги ницшеанского Заратустры-то.

Мило обрисован моральный облик эталонного Зур-Начальника. Если товарищ Главный отличается доблестью и способствует процветанию страны, то «готовность убивать сограждан и изменять друзьям, отсутствие веры и милосердия, жестокость, бесчеловечность вместе с множеством низостей» - легкая щербинка. Типа прыща.

Или- «Государю нужно только казаться добродетельным. Осмеливаюсь утверждать, что для государя даже вредно быть всегда честным: он должен только стараться приобрести репутацию доброго, милосердного, набожного, постоянного и справедливого; но в случае надобности должен уметь поступать совершенно противно. Государь, а в особенности вновь достигнувший верховной власти, не может всегда исполнять того, что у честных людей почитается честным: часто, для сохранения своего места, он находится в необходимости изменять слову, человеколюбию и религии. Государь должен тщательно стараться, чтоб из уст его никогда не исходило ничего противного вышеозначенным добродетелям. Все от него происходящее должно дышать милосердием, справедливостью, человеколюбием, честностью и благочестием. Более всего необходимо казаться благочестивым, потому что люди вообще судят по наружности, нежели по внутреннему достоинству».

Вот это да! Неудивительно, что товарищ Коба возлюбил товарища писателя. Хорошими качествами, если они есть в действительности, обладать крайне вредно, считает дон Макиавелли. Если на показуху - то да. А хорошим человеком - это фу, фу быть таким!

Все необходимые жестокости по отношению к народу должны быть произведены сразу. Не надо жалеть. Теряется эффективность. И перенесены они будут с меньшим раздражением. Не понимаю, почему наши-то затягивают. Ведь «прибегая в отдельных случаях к жестокостям, государи поступают милосерднее».

Николло считает, и справедливо, что полезнее, чтобы товарища Главного боялись, чем любили. Мы же не слушаемся жен, детей, мам. А участкового, гаишника, насильника, продавщицу - слушаемся. Народ, однако, должен быть угнетен. В меру. Но угнетен в обязательном порядке - «он как женщина: чтобы подчинить себе, необходимо обращаться с ним грубо». И аристократия не раздражается, вещает Николло. Про женщин - не разделяю. Нежности они достойны, ага.

Николло посвятил книгу одному из кронпринцев его современности. Надеясь на взаимность. Но что-то пошло не так…

Зато я узнал, что первоначально понятия «скупой» и «прибегнуть к грабежу для приобретения» - тождественны.

Рассуждения о первой декаде Тита Ливия

Книга следующая (в данном томе и по хронологии) рисует нам совсем другую картину. Николло отступает от «общего обычая писателей, непременно посвящающих свои труды какому-нибудь государю; ослепленные честолюбием и корыстью, они восхваляют его, приписывая ему всевозможные добродетели, тогда как должны бы были порицать его за гнусные пороки». Вот так-так… Как и не писал «Государя», шельма. Среди царей, говорит, вообще почти не было умных. Стервец. Двуликий Анус (так же пишется, да?).



Здесь про республики и как они хороши беспримерно. Диктаторы если и были, то их можно было укорить, и они, со словами, полными жалоб, сразу слагали с себя полномочия. Мелкие какие-то. У них и так срок службы был лишь год, чего возмущаться? Николло, забывший про царей, говорит нам, что решения в государстве должны принимать общно, никакой единоличной власти. Обязательно водворить в государстве религию. С помощью неё легко добиться дисциплины. Религию, но не Церковь, так как пример всей истории Италии показывает, что развращенное и алчное духовенство дисциплину эту уничтожает. И как его не сожгли тогда…

«Главное в государстве, будь то республика или монархия - помощь народу». Николлло пишет эти строки, и ни капли не краснеет. Не икает. Не танцует вальс святого Витта. Гонорар-то, небось, уже спустил за предыдущие опусы. Вдобавок, твердит сей муж, очень плохо, когда закон нарушают те, кто его установил. Его бы к нам, в 21 век. Может ещё чего накорябал умного. Про велосипед для двоих, например. Про величие государства, основанное на общем благосостоянии, а не на личной выгоде опять бы по-рассказывал.

Хотя добра народу лишка давать не треба. Ибо quod omnia mala exempla bonis initiis orta sunt, что означает - всякое зло имеет началом добро. Переборщишь с добром-то - бац, и у тебя революция цветочная. Или просто выгонят. Причиной смут завсегда в республиках бывают праздность и мир. Такого не допускать, иметь врагов, которых нужно мочить - и будет вам счастье. Николло и за океаном любят, смотри-ка!

Выучите фразу латынскую, будете девок на дискотеках любезно на падеде приглашать. С кофеем на завтрак.

Несколько единиц к спокойствию добавит полное переформирование правительства раз в пять лет и истребление подозрительных и вредных граждан без суда и следствия также раз в пятилетку. Если не содержать в определённой строгости, то народ может начать ерепениться. Или даже хорохориться.

Ещё очень неплохо было бы «заставить граждан любить друг друга». Заставить! Любить! Вот в чем дело! И у нас надо бы закон соответствующий издать. Если Мизулина не сожрет все копии всех чтений.

Любовь к народу проснулась и Макиавелли тогда, когда он, проштудировав труды Ливия, понял, что всех этих оборванцев можно исправить словами. Толпа ведется на любую фигню. А королей - только мечом (ножом, копьем). Нехватка железа в организме у них острейшая.

Только вот народ взаимностью не ответил. По крайней мере, в его родной Флоренции. Покачал головой Микола. И сел за третью книжку. Чтобы всем неповадно было.

О военном искусстве (есть картинки)

Подача стилистика полностью содрана у Платона, хотя чего тут говорить, вся современная философия (вся!) - всего лишь комментарии к этому греку. Так сказал другой итальянец, живущий и поныне. Фамилия у него шумит как эхо.

Книга эта - невозможная хрень о желательном возврате армии 15 века (с огнестрельным оружием!) к устройству войска в Римской Империи. Но есть несколько интересных моментов.
Для хорошей армии нужно нанимать профессиональную конницу. Но чтобы сократить расходы на её содержание, платить только за лошадь и её содержание. Всадник и сам прокормится. Логично, не так ли?



Виктор Цой спер у Макиавелли «война дело - молодых». Не удивлюсь, если он взял у кого-нибудь такие словосочетания, как «группа крови», «на рукаве», «пачка сигарет».

Армии не нужен стройбат. Только грамотные инженеры. А копать траншеи и бетон мешать и обычные солдаты могут.

Зимой и в непогоду - на чужой территории не воевать. Несостоявшийся Художник и Малорослик - как подтверждение.

Ров надо рыть внутри крепости. Долго объяснять, лучше дам книжку почитать. В этот ров ещё и пушки надо ставить. Внутри крепости. Чудик, но с фантазией.

Ну и все про войну. Можно не читать даже прапорам.

90% внутреннего наполнения сих трех трудов прославленного Николло - акынские песни Капитана Очевидность. Просто взял и записал. Он с детства знал, что военный, крестьянин, рабочий, да вообще кто-угодно из него никакой. В правящую элиту не воткнешься по скудости рождения, купцом не стать из-за отсутствия каких-либо денег. Остается писать. Тогда немногие владели этим искусством, украшающим ныне каждый забор. Справился товарищ. Читать не советую. Но вот что вам надо знать, товарищи. Или мне…

1) Галлы, разрушившие Римскую Империю (Да, галлы - не вандалы, готы и прочие немцы. Так Николло повествует), сперли секрет виноделия у итальянцев и превратили это дело в искусство. То есть нужно брать у других народов их умности и полезности, и совершенствовать по всякому. Рыбку выращивать, телефоны клепать, сыры катать, станки конструировать. Мы же не совсем тупые али как?

2) «Правительство всегда есть совокупность средств для удержания подданных в страхе и повиновении». Так-то. Не для управления в сторону процветания. Так что не жалуйтесь, пожалуйста.

3) Не смотря на правоохранительные действия инквизиции и псов господних доминиканцев, интерес и людей к деяниям Христа упал до невозможности. И даже опротивели все эти сказочки ибо Церковь и её служители вели себя отвратно. Капец пришел христианству. Но только лишь благодаря Франциску, бедность сына плотника проповедовавшего, религия была спасена. Я вот сейчас думаю - может Франциск этот все зря, а?

4) Брут был символом римской свободы. Брут! Папаню замочивший, Цезаря, про которого же столько добрых и веселых фильмов сняли. Он ещё потом и детей своих порешил. Тоже во имя свободы. Товарищ Коба сына Василия по той же причине? Или принципы него?

Ариведерчи, как сказал бы Николла. Я поехал к Канту ответов поспрошать. У того лобная кость больше развита и шишек поболее.

как дальше жить, сынок иди погуляй, книги, ряха в рясе, Николло Макиавелли, философия

Previous post Next post
Up