Одним из негативных влияний (отмечу, что таковые присущи каждой религии) ислама на развитие мировой культуры является запрет на рисование живых существ. Известный факт. Поэтому мастера наловчились делать изумительные росписи без изображений животных и людей. И много потеряли, считаю.Зато довели до совершенства искусство каллиграфии, за что им благодарны разные дизайнеры. Удивительную книгу об этом написал Орхан Памук. «Я красный» называется. Вроде нобелевку оторвала, но могу ошибаться.
Представьте, сколько талантливых мастеров кисти и пера зажимали в себе порывы начертать друга, возлюбленную, событие. Всевышнего, гурий, великих полководцев. Таракашку, красивую лань или плавающую верх пузиком рыбеху. И мы не увидели картин, опустивших бы мастеров Возрождения до уровня обычных оформителей церквей, Малевича - до халтурщика (которым он и является), Пикассо и прочих авангардистов-кубистов-иликтотамещистов - до группы, сидящей по выходным в парке и рисующей непонятные шаржи, за которые их периодически побивают.
Чудесные картины не вдохновили поэтов и писателей на чудесные опусы. Проза и стихи последних не стали толчком для полета фантазии угрюмых бородатых инженеров в колючих свитерах с горлом. И они не создали фотонный двигатель и не покорили собственную звездную систему, собственную галактику и, собственно, кучу девчонок.
К нам приехала выставка иранских художников. Она продлится всего пять дней, и я не смогу на неё попасть. Мне очень хочется посмотреть, научились ли художники Востока рисовать живых. Пугают две вещи. Первая - Иран - страна, в которой религия не отделена от светской жизни, ей заправляют всякие аятоллы. И вполне возможно, что там с этим делом все глухо. Вторая - все художники и их картины были отобраны некоей комиссией. Значит, ценз все-таки был.
Кто посетит - пофоткайте, а? Я в ИЗО этом совсем не сведущ, но мне дико интересно. Идет в «Облаках» до 20 сентября.