Мору кто-то потрогал за задний нос и тихо спросил - «Ну что там? Ты торчишь в этой дыре уже почти весь оборот планеты вокруг звезды, выяснил что-нибудь?». Мора пошевелил затекшим телом и буркнул - «Прет-о-порте». «Чего?» - отозвалось сзади. «Прет-о-порте» - опять буркнул Мора, обернулся и сел поудобней, на голову.
«Обитатели этой планеты, ее доминаты, похожие по виду на наши кентоиммитаторы, простите, являют собой классический пример ограниченно развивающегося общества, что не мешает им прогрессировать, правда односторонне, у них уже есть спиннеры, заметь. Полноценного прыжка у них никогда не случится, потому что они не ставят себе цели, а только рисуют картинки. Прет-о-порте - термин из их модной индустрии. Каждый год ведущие дизайнеры создают коллекцию высокой моды, которую невозможно носить как с практических, так и с эстетических точек зрения. Все восхищенно вздыхают, а потом идут покупать дешевые футболки, на скирг мешок.
Они никогда не наденут эти шмотки, появляющиеся год от года все более несуразней. И так у них во всем, от секса, просмотренного в порнофильмах, но потом так и невоплощенного, до общего устройства государства и идеологий. Сменяющийся или несменяющийся глава страны или союза стран иногда выходит на трибуну и долго и красиво говорит о будущем, рисуя в умах прет-о-порте возможной жизни, если не их самих, то их потомков. Они хлопают в ладоши, потом глава государства уходит, и ничего не делает, они тоже разбредаются по своим делам, на работу, на преступления, на охоту, на диван смотреть футбол.
Заключая браки и организовывая ячейку, они много размышляют о том, как им будет здорово жить вдвоем, втроем, вчетвером, как будет весело, здорово, счастливо - прет-о-порте. Потом всю жизнь бьют другу друга, ругаются, ничего не делают, но смотрят телевизор, где им показывают разное прет-о-порте, смоделированное специальными компаниями. Некоторые умеют и сами делать прет-о-порте в более мелких масштабах, называется это «презентация продукта»»
Мора, зашевелился, чувствуя, что по голове побежала мелкая сыпь судорог, как будто на юъкля наступил. Отсидел. «И что же мы будем делать?» - спросил у него товарищ. «Ничего, вернемся обратно в межгалактическую тюрьму бездуховного роста и будем искать ход на другую планету. Здесь мы сначала станем объектом охоты, потом богами, а потом людьми. Уж лучше просидеть еще вечность в ваннах, наполненных бозонами, чем вечно забывать о своих мечтах»
В глубине прохода послышался гул приближающихся нескольких тел. Мора крикнул «Эй, поворачивай обратно!», завалил ложнобетономешалкой, атавизмом его рода, ход и пополз назад, в ванну с бозонами, куда его заперли за оскорбление чувств прокрастинаторов - он постоянно ползал и, тварь такая, что-то делал.