Он поднял и гордо вознес тертуллиановское «Верую ибо абсурдно» и довёл его до кристальной.. абсурдности, конечно. Но чтят его все ветви христианства не за это. А за то, что он возвел в абсолют необходимость присутствия института Церкви (Православной Церкви, как он ее называл, между прочим) на грешной Земле как обязательного инструмента культа. Христианина делают стены, все-таки. РПЦ празднует его день памяти 15 июня, католики - 28 августа. Ничего удивительного, рождество Христово тоже на разные даты выпадает, как это ни странно.
Ладно, дата рождения для христианства практически ничтожна по сравнению с актом смерти сына божьего. Именно на смерти построена вся легенда, и если бы он не умер, то обязательно кто-нибудь придумал машину времени и вернулся бы его убить. Ну вы помните Великого Инквизитора, да? Не стоит рушить прекрасную машину, СРО душ человеческих, непротивящихся, и сосцы отрубать негоже.
Итак, родился Августин в нормальной семье среднего достатка, получил превосходное образование, ездил по миру в поисках учителей и в последствии сам стал преподавать и учить неокрепшие умы. Увиденная у матери Библия помогла ему переосмыслить всю свою жизнь, причем начал с отрицания предыдущего опыта и назвал все науки, изучаемые им до этого, ложными. Что все ответы на все вопросы есть в этой книге, что только здесь присутствует истина с большой буквы, а остальное - суть лишнее и ненужное. В лишнее и ненужное входят грамматика, алгебра с геометрией и еще с пяток наук. Достаточно странно, если честно. Даже для святого отца.
Шагом вторым к богу стал отказ от женщин ибо «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском» и «оскопленный ради Царства небесного, я, счастливый, ожидал бы твоих объятий». Еще более странно, если помнить о «плодитесь и размножайтесь».
В общем и целом, философия его такова - все на земле - весьма хорошо ибо создано богом. И зло - это тоже хорошо и смерть, в том числе - насильственная. То есть, абсолютно все, так как абсолютно все есть плод Творения. Просто некоторые вещи более хороши, а некоторые не очень. Зло, если рассматривать его не в частных случаях, а как колесико в системе - есть необходимый и важный элемент. И грехи и содеявшие их - это тоже хорошо, так как дает богу отсеять достойных от недостойных. С чего и начинается обыкновенный фашизм, если следовать Умберто Эко, сейчас плескающегося в котле со смолой, несомненно. К тому же, если стал истинно верующим и настоящим сыном церкви, то тут вступает главное правило - для чистых все чисто. Определенный картбланш и растянутая во времени и по границам реальности индульгенция, чем постоянно пользовался гораздо позднее товарищ Лойола.
Более того, Августин искренне считал, что рука при письме, например, двигается не по велению мозга, а по велению души. Через душу ей управляет напрямую бог. Что же если рука выводит богохульства? Не значит ли это, что бог манипулирует человеком и сознательно ведет его в ад? Возможно, ибо ад - это тоже хорошо, а значит он ни в коей мере не должен пустовать, так как рай потеряет свою ценность. А если ценность рая будет равна нулю, то как же набрать паству?
Ум, все-таки, у человека присутствует. Как некое хранилище информации. Процесс собирания фактов, их хранение и выдача по требованию Августин и называет обдумыванием, мышлением. И все, сам ум на большее не способен, остальное бог шепчет во внутреннее ухо. Например, бог часто разговаривал с автором сих трудов и постоянно намекал, что небо твердое, такое же твёрдое, как земля. Что тут можно сказать? Либо бог сам не в курсе строения собственного детища, либо опять сознательно вводит в заблуждение. Скидки на примитивные знания тех времен или неспособность принять любое другое строение земного шара - не принимаются - индейцы Северной Америки не считали небо твердым. Но нет смысла спорить - вы же помните первое предложение этого текста?
Признаюсь, что не считаю его глупым или недалеким. Мне определенно импонирует его тяга к познанию. Он замучил творца вопросами о времени, о материи и как горько ему было признаваться самому себе, что он не знает даже того, чего не знает.
Вторым аргументом, а прочем - первым, на которые опирается Августин, является Библия, книга темная и непонятная, как он сам признается. Но те места, которые удалось разобрать и осмыслить, даруют надежду на вечную жизнь и на опрокидывание недругов. Что не так уж и мало, согласитесь. Первым аргументом - потому что без Библии голоса бы не существовало вовсе. Если к написанному слову, силы тогда неимоверной, пусть неясному, прибавить голос во внутреннем ухе, называвшимся Богом, то шансов просто не остается. Жаль. Он мне нравится, мог бы быть полезен человечеству. Стать великим ученым или поэтом.
P.S. На самом деле все тринадцать книг пути к Богу, изысканий, совершенно лишние. В самой первой книге, на самой первой странице он делает потрясающий вывод, от которого и сейчас, по прошествии сотен лет, бог улыбается где-то там, где он живет и работает - «Ты создал нас для Себя».
P.P.S. И вообще, закончу я, пожалуй, с догматиками и святыми отцами, скучно. Вот Эуригена был неплох и Франциск, который Ассизский. Остальные играют в повторяшки и соревнуются в признаниях и поклонах богу. Насколько много дала Греция и Рим, и насколько мало - христианская эпоха до момента, когда стало не очень страшно не верить. Тоже характеризует, однако.