1000 профессоров философии. В Башкирии.

Jul 06, 2015 01:18

Культурная пятница, последняя в этом сезоне, надо отметить, была посвящена сравнительному анализу высшего образования у нас и у них. Все просто и не просто. В двух словах расскажу, в общем.



Первым и единственным основательным спикером был Рустем Вахитов, поведавший об становлении высших учебных учреждений в Европе и у нас. Главное отличие, как я понял, в том, что на Западе и в Новом Свете образовательные институты базируются на исследовательской и ученой деятельности, много практики и вовлеченности в процесс. У нас же институты являются обычными ретранслятором избитых истин.



Если помните, Умберто Эко в опубликованном в виде отдельного печатного издания разговоре «Не надейтесь избавиться от книг» говорит о том, что на самом деле профессор, который каждый год рассказывает студентам одно и тоже согласно методичкам, не может называться интеллигентом, работником умственного труда. Он просто биологический запрограммированный механизм с куцим набором операций и таких нужно гнать взашей. И эти механизмы наводняют наши академии да университеты, к сожалению.

Университет должен вести научную работу и привлекать к ней студиозусов, что, в принципе, номинально прописано. Но на деле все скатывается к курсовым, дипломам, скачанным из интернета.

Рустем, правда, приводит и объективные причины такого положения дел. Каждый преподаватель обязан выдать ежегодно нагора 1000 учебных часов. Это очень много. И у большинства просто не остается времени на изыскания, открытия и закрытия. Такие дела. Ничего не остается, как сделать умную моську, водрузить на нос очки и бубнить по книжке паре десятков прыщеносцев перед собой.

Однако, как ни странно, средний уровень подготовки все еще остается впечатляющим. Девушка, приехавшая в Америку и сдавшая обязательный экзамен по английскому, к своему удивлению, получила бумагу, согласно которой она даже может преподавать этот язык на территории страны. И французский тоже может преподавать. Такие дела.

Высшее образование в США платное, продолжила она, но можно попасть под государственные стипендии и гранты частных фондов. Ее дочь хорошо играет на кларнете и попадет в вузовский ансамбль. За это дадут отличную скидку.

Плюс можно самостоятельно выбирать предметы и направление обучения. Лучшие вузы - частные, а, например, в Канаде - государственные. В этой же Канаде обучение для иностранцев примерно в четыре раза больше, чем в Америке. Ну не гады, а? А во Франции нет выпускных экзаменов (моя дочь сразу выпучила глазки и мечтательно зарделась)

Так вот, в западных институтах на должности преподавателей стараются приглашать ученых звезд, людей с именем, за них борются и все такое. Соответственно, уровень отдельных дисциплин может быть зашкаливающе высок. Ну это же здорово, когда тебя учит тот же Эко, например, как это было в Миланском университете, Сорбонне и Болонье. И на выходе получаем разнородную кучку самостоятельных развитых личностей, а не полтора десятка тысяч экономистов, идущих потом в пиццерию или гоу-гоу плясать.

Образование и там, и у нас - хреновое. Такой вывод мы с дочуркой сделали. Хоть не учись совсем, а женись к чертям собачьим. Кстати, эта поговорка имеет реальные корни - дворянству на Руси нельзя было связывать себя узами брака, не имея за душой диплома о высшем образовании. Такие дела.

Напоследок - Первым академиком был Меньшиков, купивший за деньги подобный титул в Англии. Это была обычная практика. Насколько же теперь по-другому, как бы спрашивает Рустем? Вы знаете, что у нас в Башкирии порядка тысячи профессоров только Философии!!! Откуда столько высоколобых? Это в два раза больше, чем в Германии.

Спасибо огромное Айгуль Рашитовой! Вот!

умностиполезности, умнеем кажись, Арт клуб, товарищи!, ничегонепонимаю, хочу скальп

Previous post Next post
Up