Фрагмент папируса на древнегреческом языке. Сайт, на котором я его нашел, утверджает, что это именно "Египтика". Есть кто-нибудь, кто знает, как это перевести?
Древний Египет был очень давно, и сведений о нем сохранилось немного. Но сохранились! Во многом - благодаря человеку по имени Манефон.
Манефон, он же Манетон из Себеннита - знаменитый египетский историк, который на греческом языке первым написал историю собственной страны. Этот труд стал одной из основ для современной исторической науки, а Манефон остался единственным известным ныне древнеегипетским историком в полноценном смысле этого слова.
Сведения о Манефоне скудны, а его работа в том виде, в котором она дошла до наших дней, полна противоречий. Этот историк жил во времена династии Птолемеев - при царях Птолемее I Сотере и Птолемее II Филадельфе, то есть в период Эллинистического Египта, который началася со входом Египта в состав империи Александра Македонского. Есть предположение, что Манефон работал и во времена Птолемея III Евергета. Скорее всего, этот историк был жрецом бога Ра в Гелиополе, входил в число основателей и главных служителей культа Сераписа - эллинистического божества, которое соединяло Осириса и Аписа.
Не все просто и с именем Манефона. Μανέθων - это греческая форма египетского имени, которое остается предметом споров. Среди вариантов:
- Мои-н-Тот, производное от Мер-не-Джхути, что означает Возлюбленный Тота;
- имя "Любимый Нейт";
- имя "Амон-Атон" в краткой записи, которое превращается в ΜΝΙΘΩΝ, а потом - в Манефон.
"Αἰγυπτιακά" / История Египта", или "Египтика" - главный труд Манефона в трех книгах. "Египтика" не дошла до наших дней в оригинале и известна только благодаря цитатам из работ историков, в первую очередь - Иосифа Флавия ("Против Апиона"), христианских летописцев Юлия Африканского, Евсевия Кессарийского, Иоанна Малалы и других. "Египтика" охватывает историю Египта от древнейших времен до Александра Македонского, и самое важное - содержит династическую таблицу правителей Египта. Династий, по Манефону, всего было тридцать (не считая династии Птолемеев). Историк разделил их на периоды Древнего, Среднего и Нового царств, каждому из которых был отведен отдельный том. Эта периодизация, с некоторыми поправками, используется историками до сих пор.
Труд Манефона рассказывает и о Додинастическом периоде - когда на земле правили боги. Многие считают, что здесь Манефон писал об инопланетянах, другие берутся сопоставлять дату сотворения мира по Библии, возраст пирамид и временные границы Манефона с целью что-то найти. Некоторым это даже удается.
Первую династию, по Манефону, основал фараон Менес (варианты: Мена, Мин), но историки установили, что ему предшествовали другие цари. Их условно объединили в Нулевую династию, хотя они не только не были родственниками, но и, скорее всего, враждовали между собой, или вообще правили разными государствами.
Потом оказалось, что и до нулевой династии тоже были фараоны. Эту условную династию назвали 00 династия. Как и Нулевая династия, этот способ объединить группу правителей очень условен.
"Египтика" описывала историю не отдельных городов, как это делало большинство греческих историков, а историю Египта вообще. То есть для современного историка "Египтика" удобнее многих других работ. Так в чем же подвох?
- Во-первых, оригинальный текст не сохранился - его установили только благодаря цитатам. Стоит ли говорить об искажениях?
- Во-вторых, та самая династическая таблица сильно отличаеся у разных авторов. Это к слову об искажениях. К тому же, она плохо сочетается с другими царскими списками - как и царские списки друг с другом вообще.
- В-третьих, Иосиф Флавий ссылался на слова Манефона об использовании мифов и устных источников, что, конечно же, "вредит" достоверности работы. И напротив, советский академик Струве доказал, что сведения Манефона весьма близки к правде.
- В-четвертых, и опять - работа дошла только в составе других исторических трудов, и текст, известный сейчас, не только искажен, но и содержит, скорее всего, работы "Псевдо-Манефона" - фрагменты текстов, написанных неизвестными и подписанных именем египетского историка, о чем уже писал все тот же Иосиф Флавий.
- В-пятых - трудности перевода. Только в XIX веке египетские иероглифы удалось расшифровать! Без египетских источников установить точность десятки раз переписанных фрагментов "Египтики" было невозможно. Еще одной проблемой был способ записи египтянами имен - у фараонов этих имен было пять, и все они разные. Допустить ошибку автору очередной компиляции было не легко, а очень легко.
Впрочем, благодаря тому, что труд Манефона охватывает всю историю Египта, а также благодаря скудному числу исторических источников о Египте вообще, "Египтика" остается одним из главных источников истории Древнего Егита. Да и не одной "Египтикой" обошлось дело. Манефон - автор многих других трудов. Считается, что он написал работы:
- "Священная книга";
- "Φυσικών ἐπιτομή" / "Эпитомы по физике";
- "Περί ἑορτών" / "О празднествах";
- "Περί αρχαϊσμού και ευσεβείας" / "О древностях и благочестии";
- "О производстве кифи";
- "Τά πρός Ἡροδότου" / "Против Геродота";
- "Книга Сотис";
- "Ἀποτελεσματικά" / "Апотелесматика"
Ни одна не сохранилась до наших дней. Как и "Египтика", они присутствуют только в виде фрагментов, и связь их с Манефоном, за исключением нескольких, труднодоказуема.
Наконец, есть не лишенная основания версия, что Манефон и вавилонский историк Берос - это один и тот же человек. Совпадает язык, на котором оба писали свою работу, временной отрезок, происхождение и род занятий обеих историков - и один, и другой были жрецами бога солнца.