Dec 12, 2012 12:21
Когда-то Бог дал человеку право выбора. На этом, собственно говоря, и строится сущность человека. Всю жизнь «мы выбираем, нас выбирают, …»
И вот который день я постоянно в мыслях возвращаюсь к сложной моральной головоломке, которую задал мне венгерский писатель Ференц Шанта в своём романе «Пятая печать». Честное слово, я чувствую себя учеником буддийской общины, которому дали коан (задачу, не имеющую рационального ответа, не решаемую с помощью обычной логики) и он должен отыскать решение. Думаю, рассуждаю. Не достичь бы состояния просветления, ради чего и даются коаны :-) …
Так вот, один из героев рассказывает притчу о беспредельно терпеливом страдальце-рабе Дюдю и не менее беспредельно жестоком тиране Томоцеус Какатити. Тиран всю жизнь мучил Раба, отрезал ему язык, уничтожил его семью. Но Раб считал своим долгом безропотно сносить издевательства и выполнять рабские функции. В этом он находил смысл своей жизни. Он утешал себя тем, что никому не причиняет зла, и совесть его чиста. Тиран же полагал, что честно и справедливо выполняет свои функции в духе морали того времени и жестокость - одна из таких функций. Ему и в голову не приходило, что он делает что-то плохое, совесть его не мучила, да и слова-то такого он не знал. В конце притчи задается вопрос: «Представьте, что вы умрете через минуту. Но вы можете определить, кем станете в следующей жизни - Томоцеус Какатити или Дюдю?»
И четыре основных героя книги - трактирщик Бела, столяр Ковач, часовщик Дюрица, продавец книг Кирай - простые обыватели оккупированного Будапешта в 1944 году не могут выбрать путь рабства, но и не могут одновременно согласиться полностью с тиранией и на протяжении всего романа решают эту проблему. Это люди со своими достоинствами и недостатками, они говорят об обыденных вещах, сиюминутных заботах, спорят, как правильно приготовить грудинку… Но эти пустопорожние беседы в трактире происходят на фоне ежедневного насилия нилашистского режима (венгерский аналог фашизма), на фоне войны, которая заставляет сделать переоценку ценностей, бьет по достоинству человека. И однажды Страшное из окружающего мира врывается в беседы четверых и обретает физическую реальность. По доносу всех четверых подвергают аресту.
Задача фашизма не уничтожить человека, а уничтожить в нем личность. И избитым, доведенным до крайности людям предлагается «счастливая возможность»: их выпустят на свободу в обмен на избиение полумёртвого человека, распятого на кресте, выступившего против режима. И вот здесь-то героям романа приходится делать выбор…
Чтобы не испортить впечатления и не ослабить эмоции при прочтении романа до конца - замолчу.
Добавлю только, что хорошо бы сначала посмотреть великолепный одноименный фильм (режиссер Золтан Фабри, 1976 г.) и после просмотра ответить на «безобидный» вопрос: Томацеус Какатити или Дюдю? И еще, роман заставил меня добраться до Откровений Иоанна Богослова о 7 печатях, без них сложно полностью уловить смысл названия романа
раздумья,
религия,
рецензия