Любопытная история праздника костров

Apr 19, 2010 23:35

Мегалитическое наследие в обычаях Лаг ба-Омера.

Если говорить кратко, то на довольно обширной территории Средиземноморья, побережья Чёрного и Мраморного морей, а также Атлантики в 7-2 тыс. до н.э. жили загадочные люди, которые возводили мегалитические памятники. В традиционной культуре народов, живших и живущих на ареале распространения мегалитов есть много верований и обычаев, восходящих к мегалитической эпохе. Вот сегодня я наткнулся на любопытный видеоматериал о Лаг ба-Омере

Есть такой еврейский праздник - Лаг ба-Омер. У него довольно загадочная история, но, по некоторым косвенным основаниям есть основания считать, что корни празднования восходят к мегалитической культуре Гхассул-Беэршева. Так во время Лаг ба-Омера зажигают костры, что в принципе соответствует обычаям славянского праздника Купалы. Приходится он на полнолуние в зодиакальном знаке Тельца, тогда как главной датой мегалитического календаря было полнолуние в Раке. Хотя, если верно то, что культура Гхассул-Беэршева основана выходцами с Мальты, то...
(сорри, это может напоминать "поток сознания" - у меня есть дурная манера думать в процессе написания текста)
Итак, мегалитическая культура Мальты построившая подземные храмы почитала все 4 угловых календарные даты - 2 равноденствия и 2 солнцестояния, тогда как другие культуры почитали как правило только солнцестояния. В мегалитических гипогеях (подземных храмах) Мальты есть археоастрономические ориентиры на восходы/заходы Солнца в равноденствия. Кроме того мегалитические народы почитали Полнолуния, следующие за угловыми календарными датами. Так, например, древнегреческие Олимпиады начинались в Полнолуние после летнего Солнцестояния. Первое полнолуние после весеннего равноденствия - это Песах. Но в самом Песахе мегалитическое наследие культуры Гхассул-Беэршева не проявлено. Тогда как в следующем месяце есть следующий праздник называемый "второй Песах", который согласно Торе справляют "всякий, кто будет нечист из-за усопшего, или он будет в дальнем пути, из вас или потомков ваших, то и он должен совершить песах Г-спода. Во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки пусть справляют его, с мацой и марором пусть едят его" (Бемидбар, 9,10).

Кстати, мегалитическое наследие отмечается и в Хануке, аналогичной языческому празднику рождения Нового Солнца и иногда в шутку называемая "еврейским рождеством". Ханука, также сдвинута, относительно угловых календарных дат. Она приходится на Полнолуние в Стрельце, в месяце предшествующем зимнему Солнцестоянию. Но и сам Новый Год (Рош hа-Шана) также сдвинут относительно осеннего равноденствия, Рош ha-Шана предшествует ему, а не наоборот. Если действительно допустить сдвижку, то аналогом праздника Весеннего Солнцестояния является Пурим, также называемый праздником света.
В подобном предположении нет ничего удивительного. Лунно-солнечный календарь требует вставки интеркаляционных месяцев, которые высчитываются по особой формуле. Известно например, что римляне пользовавшиеся лунно-солнечным календарём умудрились "потерять" за время гражданских войн 3 месяца и Юлий Цезарь, дабы не мучаться с интеркаляционными месяцами ввёл в Риме солнечный календарь.
Если все праздники праздники смещены, то аналогом должно быть полнолуние в месяце Сиване (Близнецы). И вот тут-то начинается первая загадка. В сиване празднуется Шавуот - праздник первинок, но он приходится не на Полнолуние, а на 50-й день после Песаха (6 день Лунного месяца Сивана). Кроме того Шавуот - ещё и праздник дарования Торы. Иными словами ко времени полнолуния в Сиване праздник уже закончился.
Вместе с тем, аналогом праздника летнего солнцестояния в ранних семитских культах был праздник смерти и воскрешения Таммуза, приходившийся на Полнолуние в Раке. Культ Яhве боролся с этим культом, хотя есть свидетельства поклонения Таммузу во времена накануне Вавилонского пленения. 17 день месяца Таммуза, день гибели божества Таммуза в иудаизме - день поста и скорби о прорыве обороны Иерусалима римлянами во время Иудейской войны. Иными словами инкорпорированные в традицию мегалитические обычаи должны были быть сохранены таким образом, чтобы они не напоминали о языческом празднике и чтоб они отражали иное монотеистическое мировоззрение. Похоже, что результатом такой сдвижки и стало перенесение праздника аналогичного летнему солнцестоянию на месяц Ияр.

Есть в этом и ещё одна удивительная аналогия. Лаг ба-Омер находит некоторые аналогии в кельтском празднике Бельтайн, отмечаемого 1 мая. В нём также есть костры.

По ссылке рав Махон Меир рассказывает историю связанную с Лаг ба-Омером.
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=3978 Эта ссылка и натолкнула меня на рассуждения о мегалитическом наследии в иудейском календаре.

И ещё одна любопытная ссылка - Роберт Грейвз и Патай - http://www.mifoteka.ru/books/greyvs.patay-iudeyskie_mifi.htm. Роберт Грейвз занимался исследованием кельтской и греческой мифологий и обнаружил довольно загадочные аналогии между ними, но попытался объяснить их сходство между собой и с легендами Торы.

UPD: http://community.livejournal.com/machanaim/344183.html - подборка ссылок о Лаг ба-Омере, http://community.livejournal.com/ru_judaizm/910371.html - любопытный обычай, который, нутром чую, связан с заповедями о назирах (http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=5&glav=naso).

мегалиты, праздники, иудаизм

Previous post Next post
Up