Jan 16, 2015 16:08
В настоящее время слово "пассионарность" в научных публикациях - моветон, имеющее почти такие же негативные коннотации как и "vaterland" в современном немецком языке.
Мне кажется, что понятие "пассионарности" можно извлечь из трудов Гумилёва и использовать его в так сказать "чистом виде" без отсылок к гумилёвскому этногенезу. В частности, оно хорошо отражает собирательные личностные качества контингента мигрантов конца 19 - начала 20 века. Довольно трудно подобрать нужный синоним или развёрнутый термин для их характеристики, поскольку он должен включать бОльшую социальную и пространственную мобильность и бОльшую социальную активность. Причём все эти черты (+ наверное что-то ещё) должны быть все вместе в одном человеке, т.к. активные но не мобильные оставались делать революцию на месте (вспоминается песня "Глупенькие сионисты" "Мы в рассеянье останемся - бороться с Николаем"), а мобильных, но неактивных "съели" (кого в переносном смысле, а кого, как переселенцев с "Мэйфлауэра" - в самом прямом) на новой родине.
Следует отказаться от романтических представлений Гумилёва о пассионариях как о первооткрывателях, изобретателях и носителях других позитивных качеств. В действительности пассионарии - маргиналии с "шилом в ягодицах".
В каждом поколении рождается примерно одинаковый процент людей с пассионарной маргинальностью. Поскольку они представляют для стабильных традиционных обществ большую опасность, в каждом стабильном обществе есть свои способы, которым эти маргиналии социализируются и становятся как можно более преемлемыми для общества. Но чаще всего они складывали свои буйны головы в войнах. Их значение возрастает в тех ситуациях, когда происходит ломка значительных социально-экономических структур или же когда внешняя среда становится неблагоприятной для выживания традиционной культуры этноса. В силу этого пассионарии наиболее ярко проявляются в кочевых обществах, имеющих намного меньше запаса прочности для выживания. Наиболее значительным вызовом для традиционных обществ представляются именно климатические изменения, требующие кардинальных изменений уклада жизни. Так для позднесредневековой Европы значительным вызовом стал Малый Ледниковый Период, который инициировал волну Великих Географических открытий. При этом Англия практически полностью очистилась от пассионарности и стала той самой "старой доброй Англией", которую мы знаем из викторианских романов.
Её противоположностью являются пассионарные общества, точнее сообщества пассионариев, формирующиеся в условиях, когда институты традиционного общества уничтожены или никогда не существовали и не были созданы. Такими пассионарными сообществами были центральноамериканские пираты, ковбои Великих Степей и казаки. В этом смысле пассионарные сообщества не первая, а последняя стадия развития традиционного общества, оцивилизовывание которого процесс длительный и редко осуществлявшийся в истории. Примеры с арабами и германцами - скорее исключения, вызванные тем, что все пассионарии погибли в войнах. Из той же арабской Испании пассионариев просто выслали - грабить Крит; а развитие европейской цивилизации во многом началось после того как пассионарии добровольно отправились на завоевание Гроба Господня. Отдельно следует сказать и о религиозных пассионарных сообществах, в частности, о гуситах и зелотах, которые привели к полной деградации своих этносов и утрате ими не только достижений цивилизации, но и политической независимости своих этносов.
В течение последних нескольких столетий Европа сливала своих маргиналов-пассионариев в колонии. Утрата Францией большей части колоний в семилетней войне привела к ВФР. Подобный процесс стал и одним из факторов нацификации веймарской Германии.
Возвращаясь к исходному вопросу о значении пассионариев в истории конца 19 - начале 20 веков, следует отметить, что большой интерес представляет и сравнение польского и украинского этносов в начале 20 века. Значительная часть украинцев-пассионариев уехало в Америку и Сибирь, тогда как поляки оставались на своих землях. В результате украинцы бездарно слили войну с поляками: при наличии почти полностью украинского населения в окружающих сёлах, они сначала сдали Перемышль, а затем и Львов. Аналогичным образом слилась и Восточная Украина. Признавая героизм бойцов Крут, приходится отметить и тот факт, что в 1918-м году во всём Киеве нашлось всего порядка 200 человек, способных защищать независимость Украины. Где же все остальные пассионарии - они отправились на освоение сибирского и дальневосточного клиньев.
Также интересна и роль сионизма в восточноевропейском еврействе: пассионарии уехали строить Израиль, поэтому оставшаяся в Европе часть населения не смогла организовать сопротивление нацистам. В СССР, где политическая самоорганизация еврейства была уничтожена ещё в 20-е годы, сопротивления было меньше, чем, скажем, в Польше.
этнология,
эссе,
культурология