Цебаот и Махцевот

Jan 07, 2014 01:14

Несколько мыслей об язычестве Израиля (Шомрона).

1) В 2013 году я написал две статьи одну о том, что в Шило никак не могут найти остатки храма, который там находился (https://www.academia.edu/4062024/28._), вторая о том, что в Тель-Моца, в непосредственной близости от Первого Храма находился храм, в котором поклонялись Ягве и его жене Ашере (https://www.academia.edu/4939813/42._-_). За культом Ягве и Ашеры скрывался мегалитический культ Махцебот - менгиров, установленных в определённых местах. Почему не могут найти скинию в Шило? Да потому что ищут не то, что там было, а то, что хотят найти. Ахреологи хотят видеть в Шило воплощение походного Храма описанного в Торе. Хотя на самом деле там стоял не походный Храм, а языческое ханаанейское святилище Махцебот. Как утверждает 1 книга Царств (она же 1-я книга Шмуэля, 1:3) поклонялись богу Цебаот (Саваоф синодального перевода). Если речь идёт о культе ханаанейском, то традиционный перевод "Бог воинств" имеет к реальности такое же отношение какое имеет русское название мака (сельско-хозяйственного растения) к братьям Маккаби - простое созвучие, вызвавшее ассоциации при заимствовании. Тогда, похоже, что צבאות (Цебаот) происходит от מחצבות (Махцевот). В каком отношении к ним обоим находится מוֹצָא (Моца), в которой был найден храм Ягве и Ашеры не совсем понятно. Тут можно и без созвучия. מוֹצָא переводится как "Начало", что вполне может символизировать Центр Мира, начало начал.

2) История Патриархов во многом представляет собой легенды Северного Царства (Шомрона, ну или если более привычно, борющегося с Ягве Израиля). Интересующихся отошлю к совершенно замечательной книге Израиля Финкельштейна "Забытое Царство" (https://www.academia.edu/4763350/The_Forgotten_Kingdom_The_Archaeology_and_History_of_Northern_Israel). Акеда (Жертвоприношение Ицхака) по мнению ягвистов должно было символизировать перенос культовой столицы из Шомрона, к тому времени уже уничтоженного ассирийцами в Иерусалим. Мол, патриархи сами освятили Храмовую гору. Да, я конечно в курсе, что в отождествление места жертвоприношения Ицхака с Храмовой Горой в самой Торе нет, а относится к традиции. Но, в свете открытия храма в Тель-Моце похоже, что в племенной или формативный период (конец II - начало I тыс. до н.э.), мог существовать обычай, по которому цари-жрецы приходили для ритуальной заместительной жертвы из Шомрона в Иерусалим. Только вот не на Храмовую гору, а рядом. В скромный языческий храм в Тель-Моце.

3) Совсем уж бредообразование. Предполагаю, что как минимум один из моих читателей бросит в меня камень, но всё же рискну написать. В свете того, что известно о культе Ашеры мне кажется, что "Барух Ата Адонай Элохейну мелех ха олам ашер кидшану" изначально звучало примерно как "Барух Ата Адонай Элохим мелех ха олам ве Ашера кадоша" (Благословен ты Господин богов, царь вселенной, и Ашера святая).

На всякий случай: да, жизнелюбивая культура Севера, с его экстатическими плясками в Полнолуния, а, особенно, в самый разгар Лета, 15 ава, с его мистической традицией, оказавшей влияние на средневековую каббалистику, с его мифами о борьбе Богом, симпатичнее чем суровая культура засушливого Юга,с его фанатизмом и аскезой. Да, я понимаю, по Югу шастали стаи гастарбайтеров мигрантов из ещё более солнечной Аравии, есть нечего и т.д и т.п. Но традиции Севера симпатичнее.

мегалитизм - Сиро-Палестина

Previous post Next post
Up