Этой зимой
группа археологов под руководством
Мэри-Энн Тафури раскопала погребение в долине Вади-Такаркори (Ливия). Оно представляет собой
каирн (каменную насыпь), в котором было обнаружено 20 скелетов. Радиоуглеродный анализ дал разброс датировок между 6000 и 2200 гг. до н.э., что значит, что памятник использовался для погребений в течении длительного времени.
Местность в Вади-Такаркори
Место раскопа
В результате проводившихся археологом
Савино ди Лерниа в Вади-Такаркори в 2003-2006 годах были обнаружены жилища, керамика, кости крупного рогатого скота и наскальные росписи. Эта керамика дала древнейшие свидетельства ферментирования молочных продуктов в Африке. В этом же сезоне раскапывали погребения. Наиболее активно каирн использовался для погребений в период между 5300 и 5600 гг. до н.э. Итальянский антрополог
Марина Галлинаро отмечает, что длительность погребений в каирне позволяет зафиксировать социо-культурную динамику в культуре африканских скотоводов: ранние погребения представлены женскими и подростковыми скелетами, тогда как более поздние - мужскими. Это свидетельствует о изменении половых ролей с течением времени. Стремительная аридизация Сахары начавшаяся в конце IV - начале III тыс. до н.э. привела к тому, что именно
мужчины стали играть ведущую роль в хозяйстве. Погребения в каирне Вади-Такаркори позволяет увидеть этот сдвиг в рамках одного памятника.
Ранние захоронения в Вади-Такаркори - женские, поздние - мужские
Изменения рубежа IV-III тыс. до н.э. касаются не только половых ролей, но и структуры стада: возрастает значение мелкого рогатого скота, требующего меньшее количество влаги и травы. В Вади-Такаркори возможно наличие и других погребальных комплексов, так как вполне вероятно, что название вади происходит от берберского слова "
kerkur" - (каирн, каменная насыпь).
Свидетельства раннего культа Быка в Сахаре
Ритуальное погребение быка в Сахаре
Раскопки в Вади-Такаркори, как и открытия последнего десятилетия в Северной Африке заставляют пересмотреть традиционные представления об истории этого региона. Ранее учёные предполагали, что Сахара оставалась пустыней на протяжении последних 30-40 тыс. лет, с кратким гумидным (влажным) периодом между 6000 и 3000 г. до н.э., в силу чего считалось, что неолитическая революция и другие цивилизационные достижения были принесены сюда с Ближнего Востока или через заболоченную дельту Нила, или морским путем. Но верхнепалеолитические поселения на Ниле располагаются значительно выше современных максимальных разливов, что свидетельствует о том, что климат Верхнего Египта в этот период был намного более влажным, чем предполагалось. Некоторые современые палеоклиматологи увеличивают время наступления гумидного периода в Сахаре серединой
XIII тыс. до н.э. Современная гидрология Сахары. Обращает внимание густая сеть вади.
Наиболее известные памятники Сахарского неолита
Несмотря на скудость данных, в Сахаре основные признаки неолитической революции появляются ранее чем на Ближнем Востоке, так интенсивное собирательство датируется
12 550 - 12 050 гг. до н.э., а керамика и скотоводство -
Х тыс. до н.э. (скотоводство по более короткой хронологии относят к
7200 г. до н.э.). Всё это свидетельствует о том, что сахарский неолит, представленный прежде всего "
африканским скотоводческим комплексом", складывался независимо от ближневосточных влияний. Общность традиций наскальной живописи в
Тассили-н-Анжере,
Вади Абу-Дом (Верхний Египет),
Фигуиг, долине Драа (Марокко),
Джелфе,
Южном Оране (Алжир), Тибести (Чад) и других указывает и на общность культуры в неолитической Сахаре. Росписи древнейшего периода (
Бубалус, X-VIII тыс. до н.э.) изображают людей с головами животных - мотив весьма значительный в искусстве Египта исторического времени. Обнаружение в неолитической Сахаре
культа быка свидетельствует о значительной
древности его формирования. В дальнейшем этот культ существовал и в династическом Египте.
Раскопанный каирн (тумул) в Вади-Такаркори
Савино ди Лерниа в Вади-Такаркори
Археологи отмечают близость Сахарского неолита мегалитическим культурам Западного Средиземноморья и Атлантического побережья Европы.
Инвентарь из Вади-Такаркори
Дело не только в том, что древнейшая (домегалитическая) фаза западно-европейского неолита представлена кочевым и полукочевым скотоводством, но и в общностью духовной культуры обоих ареалов. Так, кромлех в
Набта-Плайя (один из древнейших мегалитических памятников, ок. 6100-5600 г. до н.э.) представляет собой археоастрономический визир для определения времени наступления
солнцестояний и восходов некоторых значимых звезд, в частности - Сириуса, Дубхе и Пояса Ориона. Хронологически он предшествует
мегалитическим храмам Мальты (5200-2500 г. до н.э.) и другим мегалитам Западного Средиземноморья, при этом выражая аналогичный мифоритуальный комплекс. Длительность функционирования неолитического поселения
Набта-Плайя (X-V тыс. до н.э.) при полной преемственности между фазами означает древность и мегалитических
археоастрономических представлений, воплощавшихся в
астральной мифологии исторического периода. Также и каирн в Вади-Такаркори, являющийся одним из древнейших мегалитических погребений, демонстрирует архаическую форму мегалитического погребения (каирн), но при этом выражает главный для мегалитического погребального ритуала мотив погребения в каменной гробнице.
Оазис в Сахаре
via -
http://polit.ru/news/2013/04/29/ts_wadi_takarkori/ Сахарские мегалиты
Бонус
1. Инвентарь сахарского неолита
2.Набта-Плайя
3. Археоастрономические исследования Набта-Плайя
4. Распространение оранских наскальных рисунков
5. Распространение рисунков в Джефре
6. Рисунки различных регионов Сахары
img src="
http://cs419217.vk.me/v419217603/48da/GWo6N69QSuM.jpg">
Для тех, кто досмотрел до конца
7. Рисунки кораблей неолитической Скандинавии