Мод Аллан

May 24, 2012 18:38

В самом начале двадцатого века Мод Аллан была знаменита во всем мире как танцовщица, исполнившая Танец семи покрывал Саломеи. Ещё её имя было связано с судебным иском против издателя газеты, заявлявшего, что она лесбиянка и немецкая шпионка. Хотя это был суд, на котором Аллан выдвигала обвинение в клевете, ее сопернику удалось провести все дело таким образом, что само действо превратилось в судебное разбирательство над Оскаром Уайльдом и его пьесой "Саломея". Родилась Мод Аллан в 1873 году в Торонто , Онтарио, Канада ( различные источники дают противоречивые сведения о дате ее рождения, начиная с 1873 и до 1880 года). Её имя в то время было Мод Дюрран, она был дочерью Уильяма Аллана Дюррана, сапожника, и Изабеллы Матильды Хатчинсон Дюрран. Три года спустя Дюрраны переехали в Сан-Франциско, где Мод Аллан с раннего возраста училась музыке . На рубеже двух веков она отправилась в Европу и в 1895 году была принята в музыкальную школу в Берлине. В это же время она изменила имя на Мод Аллан. Денег на учебу не хватало. Иногда она зарабатывала их уроками английского языка, иногда рисованием - она рисовала, создавала модели корсетов, часто сама их шила. В 1900 году, испытывая нужду в деньгах, Аллан опубликовала иллюстрированное секс-пособие для женщин под названием Illustriertes Konversations-Lexikon der Frau. Вскоре после этого она начала танцевать профессионально. Несмотря на то, что она была хорошо сложена, имела спортивный вид и хорошее воображение, у неё не было никакой профессиональной танцевальной подготовки. Сама актриса часто подчеркивала этот факт и настаивала на том, что такая манера танцевать - её изобретение и присуща только ей. Однажды её сравнили с профессиональной танцовщицей и знаменитой легендой Айседорой Дункан, что привело Мод Аллан в негодование - ей не нравилась Дункан. Она придумывала и часто сама шила свои костюмы, которые были весьма откровенны. Её репертуар состоял из множества музыкальных произведений - в него входили "Весення песня" Мендельсона, "Аве Мария" Шуберта, "Траурный марш" Шопена и многое другое. Подлинную славу Мод Аллан принес танец "Видение Саломеи" на музыку Реми, написанную специально для неё. В 1906 году в Вене состоялась дебютная постановка "Видения Саломеи" на основе одноименной пьесы Оскара Уайльда. Саломея в исполнении Мод Аллан и ее версия Танца семи покрывал стали знаменитыми (и, в некоторой степени, скандальными), а саму Мод стали называть " Танцовщица Саломея". Ее книга "Моя жизнь и танец" была опубликована в 1908 году, и в том же году она "штурмом завоевала Англию" (как писалось в газетах того времени) во время турне, осуществив 250 выступлений менее, чем за год. В 1910 году она оставила Европу и отправилась путешествовать. За 5 лет она посетила Соединенные Штаты Америки, Австралию, Африку и Азию, выступая там с большим успехом. На протяжении всей своей карьеры Мод Аллан не раз становилась предметом сплетен и обсуждений. Чувственность ее танцев, весьма откровенные для того времени костюмы, её частная жизнь принесли ей огромную популярность в одних кругах, но и вызвали возмущение других кругов в обществе. Существенное влияние на ее жизнь оказали три судебных процесса. Первый из этих случаев фактически не связан напрямую с Мод, но, тем не менее, сыграл решающую роль в ее жизни. Это был суд над ее братом Теодором Дюрраном, который был обвинен в сенсационном убийстве двух молодых женщин в Сан-Франциско и был повешен в 1898 году. События вокруг этого дела развернулись следующем образом: 3 апреля 1895 года Бланш Ламонт, привлекательная молодаяй женщина приблизительно двадцати лет, исчезла, и никто больше не видел её живой. Это была тихая девушка, которая жила со своей тетей и до исчезновения посвящала все свое время работе в церкви. Девять дней спустя еще одна молодая женщина, Минни Уильямс, покинула свой дом для участия в собрании молодых людей в церковной общине и не вернулись домой. Утром следующего дня ее изуродованное почти голое тело со следами удушения было обнаружено в библиотеке церкви. Ещё через день полиция, обыскивая церковь, добралась до звонницы и нашла тело Бланш Ламонт в том же виде. Было известно, что церковный библиотекарь Теодор Дюрран дружил с убитыми девушками. Свидетели видели их вместе в дни, когда девушек в последний раз видели живыми. Улики против него были только косвенные, но полиция арестовала его по подозрению в совершении убийства. Это казалось маловероятным - он был приятный молодой человек, студент-медик, набожный христианин и председатель церковного молодежного сообщества. Теодор твердил о своей невиновности и непричастности к убийству девушек, но после судебного разбирательства, длившегося более трех месяцев, он был признан виновным в убийстве и приговорен к смертной казни и был повешен в тюрьме Сан-Квентин утром 7 января 1898 года. По требованию брата Мод оставалась в Европе во время судебного разбирательства, но они вели переписку до самого конца. Этот процесс был причиной, по которой Мод сменила имя, хотя она всегда была уверена в невиновности Теодора. Она говорила, что Реми связал для неё смерть христианского мученика в пьесе Уальда с гибелью брата и потому её исполнение "Видения Саломеи" всегда было таким страстным и трагическим. Второй суд, перед которым сама Мод предстала в качестве ответчика, имел менее драматичные последствия, но принес ей вред и неудобства, так как это произошло тогда, когда она была на вершине своей карьеры и популярности, а дело получило неблагоприятное освещение в средствах массовой информации. 1 апреля 1910 года в Канзас-Сити Мод Аллан была обвинена в нанесении телесных повреждений своей горничной Джулии Сермонт, которая утверждала, что мисс Аллан избила её, и потребовала компенсацию за моральный и физический ущерб в размере 1000 долларов, а также 225 долларов невыплаченной заработной платы. Иск впоследствии был снят, когда мисс Аллен согласилась полностью выплатить указанную сумму. Третье судебное дело возбудила сама Мод в 1918 году против Ноэля Пембертона - члена британского парламента , выступив на этот раз в качестве истца. Ноэль Пембертон опубликовал в собственном журнале статью "Культ клитора", в которой высказал обвинения и подозрения, что Аллан, исходя из её "Видения Саломеи", была лесбиянкой и немецкой шпионкой. Якобы, она передала немецкой разведке так называемую "Черную книгу", в которую внесены имена 47000 британских высокопоставленных лиц и членов их семей с целью их шантажа на почве нетрадиционной сексуальной ориентации. Аллан подала иск о привлечении его к уголовной ответственности за клевету. Это привело к сенсационному суду, который Аллан проиграла. Член парламента сумел запутать судебное разбирательство, выставив обвинения в непристойности, исходя из образа, представленного Аллан в своем танце. Она была обвинена во многих сексуальных извращениях, изображаемых (или подразумеваемых) в пьесе Уайльда, в том числе, и в некрофилии. В качестве решающего аргумента Пембертон во всеуслышанье раскрыл тайну Аллан Мод и рассказал о казни её брата, доказывая их семейную склонность к преступлениям. На фоне военной истерии в британском обществе ему удалось склонить суд на свою сторону. На основе решения суда лорд Чемберлен вынес запрет на общественные представления пьесы Оскара Уайльда, который до сих пор действует в Англии, и, таким образом, танец Саломеи был объявлен угрозой для общественной морали. Разочарованная и неудовлетворенная таким решением, Мод навсегда покинула сцену. С 1920 года она преподавала танцы. Мод Аллан скончалась в 1956 году в Лос-Анджелесе. Мод Аллан трижды сталкивалась с правосудием и все три раза она оказывалась раздавленной судебной машиной. А на потеху публике была выпущена игрушка - танцовщица Саломея, начинавшая свой "танец", стоило лишь слегка подтолкнуть её.

Maud Allan, née Beulah Maude Durrant (27 août 1873 à Toronto - 7 octobre 1956 à Los Angeles), était une danseuse étoile canado-américaine. Maud Allan était le deuxième enfant et la seule fille (elle avait un frère aîné) du cordonnier itinérant William Durrant et de sa femme Isabelle. Quand elle avait cinq ans, la famille partit pour San Francisco à la recherche de meilleures possibilités de travail. Là elle étudia dans le but de devenir pianiste de concert. En 1895 elle continua sa formation à la Königliche Akademische Hochschule für Musik de Berlin. À la fin de 1897, son frère Théo Durrant, étudiant en médecine, fut arrêté pour le meurtre de deux jeunes femmes dans une église et condamné à mort, puis pendu le 7 janvier 1898. Cela fit changer de nom à Maud et abandonner le piano.
Pour financer son séjour en Allemagne, Maud essaya différents emplois, entre autres elle travailla comme modèle pour des produits cosmétiques, fit des travaux de couture et conçut des corsages. In 1900, par besoin de monnaie, Allan publia un manuel sexuelpour femmes intitulé Illustriertes Konversations-Lexikon der Frau. Le critique musical belge Marcel Remy fut son mentor et écrivit la musique pour The Vision of Salome, qui fut son chef-d'œuvre. La mise en scène de la Salomé d'Oscar Wilde par Max Reinhardt (1904) influença les interprétations de Maud Allan. Elle commença sa carrière de danseuse en faisant ses débuts au Conservatoire de Vienne le 24 décembre 1903. Suivirent de nombreux concerts entre autres à Bruxelles (1904), à Liège (1905) et à Berlin (1905-1906). Elle décida d'abandonner ses études de musique. La première représentation de The Vision of Salome eut lieu le 2 décembre 1906 au Wiener Carltheater. Sa danse ne fut pas regardée comme une simple imitation d'Isadora Duncan, même si certainement elle avait subi son influence et celle de quelques autres danseuses étoiles. En raison de la censure, un engagement à la Schauspielhaus de Munich n'aboutit qu'à une représentation privée. Les gestes de Maud Allan comportaient une indéniable composante de sensualité, ainsi que ses poses et ses costumes. Le 7 mai 1907, elle se produisit au Théâtre des Variétés à Paris, un jour avant la première de l'opéra de Richard Strauss, Salomé (Théâtre du Châtelet). Pour un bref moment elle fut membre de la Loïe Fuller Company. À Marienbad elle dansa devant le roi Édouard VII, qui la recommanda au Palace Theatre de Londres. La première, le 8 mars 1908, fut un succès triomphal. Sa tournée s'acheva en 1909, devenant le symbole de l'époque d'Édouard VII. L'année précédente, elle avait publié son autobiographie, My Life and Dancing. Elle eut moins de succès en se produisant à Saint-Pétersbourg et à Moscou en 1910 à la suite d'une tournée en Amérique. Claude Debussy avait créé la partition pour son ballet oriental Khamma, mais ce dernier ne put jamais être représenté. En novembre 1911, elle entreprit une tournée en Afrique du Sud et, à Johannesburg, fit connaissance avec le trio Cherniavsky. Ensemble, ils entreprirent de 1913 à 1915 une tournée en Inde, en Australie et en Asie. En 1916 elle revint à Londres, où elle voulait reprendre sa carrière après deux ans d'absence. Involontairement elle fut le personnage principal impliqué dans un scandale de presse. Le 26 janvier 1918 Noel Pemberton-Billing, journaliste et député, affirma dans son journal Vigilante qu'il existait un Black Book, où l'on aurait trouvé les noms de 47 000 homosexuels britanniques. Au début de février J. T. Grein organisa deux représentations privées, où elle se produisit comme Salomé. Le Lord Chamberlain avait veillé à ce que son apparition en public fût interdite. Le 16 février 1918, Pemberton-Billing commenta ces représentations dans Vigilante dans un article intitulé Cult of the clitoris. Il y accusait Maud Allan d'être lesbienne et de figurer dans ce Black Book. Après son procès contre Noel Pemberton-Billing, elle resta encore un peu de temps à Londres. Comme le scandale avait atteint sa réputation et affecté sa popularité, elle décida de rentrer à Los Angeles.
Elle y joua le rôle principal dans le film The Rugmaker's Daughter. Avec le ballet Noir the Slave en 1916 elle fit une tournée aux États-Unis. Ernest Bloch assurait la direction. En 1918 elle participa à Londres à un spectacle de l'Independent Theatre Society dans Salomé d'Oscar Wilde. D'autres tournées l'amenèrent de nouveau en Afrique du Sud en 1920 avec le trio Cherniavsky et 1928 en Égypte et à Malte. En 1932 elle parut avec un petit rôle dans une production de Max Reinhardt, The Miracle. C'est alors, probablement, qu'elle créa une école de danse dans sa résidence londonienne de West Wing. En 1938 eut lieu sa dernière apparition à Redlands Bowl. À la mi-1941 elle revint définitivement à Los Angeles, où elle mourut quinze ans plus tard.
Œuvres
My Life and Dancing. Autobiography, Everett, Londres, 1908
Bibliographie
Felix Cherniavsky: Maud Allan and her art, Dance Collection Press, Toronto 1998, ISBN 0-929003-35-7
Felix Cherniavsky: The Salome dancer. The life and times of Maud Allan, McClelland & Stewart, Toronto 1999, ISBN 0-7710-1957-2
Brygida M. Ochaim, Claudia Balk: Varieté-Tänzerinnen um 1900. Vom Sinnenrausch zur Tanzmoderne, Ausstellung des Deutschen Theatermuseum Münchens 23.10.1998 - 17.1.1999, Stroemfeld, Basel 1998, ISBN 3-87877-745-0
Toni Bentley, Sisters of Salome, Yale University Press, 2002

Слайды



























































via:

1) http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post83469958/
2) http://fr.wikipedia.org/wiki/Maud_Allan

Википедия, ретро, картинки

Previous post Next post
Up