Городские легенды - попытка разобраться

Jan 18, 2012 08:19

Наткнулся на статью о городских легендах в Википедии. Намешано много всякого. Да, я знаю, что в инете и, в частности, в рунете есть много хороших, годных специализированных сайтов, но то что сейчас лежит на Википедиидоставило. Итак:

Городская легенда (байка, выдумка, выдаваемая за правду, англ. urban legend) - современная разновидность легенды (мифа): короткая, и, на первый взгляд, правдоподобная (хотя обычно не соответствующая действительности) история, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающая глубинные проблемы и страхи современного общества. Правдоподобность городской легенды основана на необходимости специальных знаний для её разбора и проверки. - бросается в глаза то, что на самом деле, далеко не все городские легенды относятся к техническим новинкам или к некоей общественной реальности. Надо сказать, что как и в сказках "историизирующие" привязки к действительности добавлены для создания псевдодостоверности.
Отличается от анекдота тем, что юмористическая нагрузка, даже если она присутствует, не является основной целью истории, от слухов - тем, что не привязана к конкретным лицам и местам, может случиться везде. Обычно пересказывается как история, случившаяся с каким-либо лицом, слабо связанным с рассказчиком, «знакомым родственника сослуживца» и т. д. - Далеко не все легенды "универсальны", они как и сказки имеют определённые ареалы распространения и как правило "привязаны" к определённым городам или же регионам. Строго говоря "Дон Гуан" - это городская легенда Севильи, "Ромео и Джульетта" - Вероны (или Венеции?), "Крысолов" - Гаммельна, "Голем" - Праги и т.д. Тут наверное нужно отметить и то, что Г.Л. создали жанр "фаблио" или "новеллы", а, значит, и породили современную европейскую светскую литературу.
Сам термин «городская легенда» в русском языке возник как следствие непрофессионализма переводчиков, является калькой с английского словосочетания «urban legend», которое переводится и должно переводиться как «слух» или «байка». - Чем анонимусу из Википедии не угодило словосочетание "Г.Л." сказать сложно. Г.Л. - вполне самостоятельный жанр фольклора, отличный и от слуха (см. им отличие чуть выше) и от байки, которая всё-таки изначально относится к области неправдоподобного.
Городская легенда является частью современного фольклора, передаваемого из уст в уста, невероятный случай, считающийся настоящим. Функция - предупреждение о страшной опасности. - Опять таки речь идёт не обо всех Г.Л., а о их одном (и довольно немногочисленном подвиде).
Типы легенд
Современные сказки - истории, основанные на модернизированных сказках и легендах, которым может быть уже много сотен и даже тысяч лет. Классический сюжет переносится на современные условия. Рыцаря на белом коне заменяет успешный бизнесмен на престижном автомобиле, а Золушку - бедная, но симпатичная продавщица или дурнушка, которая становится красавицей и также выходит замуж за «сказочного принца». Как правило, такие истории затрагивают классические темы: любовь, смерть, болезнь или войну, концовка - «добро» всегда побеждает «зло», «хэппи-энд» и т. п. В сказке обязательно присутствует элемент волшебства: волшебный помощник (Баба-Яга, в современности - подруга или гадалка и пр.), предмет (клубочек, шапка-невидимка и пр.)(это принципиальный жанровый признак).
Бывальщины, былички - истории, рассказываемые от лица участников или знакомых участников событий, как реальные происшествия. Обязательно указание конкретных лиц, участвующих в событиях. Исключает волшебство, но описывает событие, в котором человек сталкивается с проявлением или персонажем сверхъестественного мира. Цель подобных быличек/бывальщин - научить подрастающее поколение правилам общения с миром сверхъестественного. В рассказе всегда обязательно указывается не некое место, а совершенно конкретное, известное и рассказчику и слушателю. Это создаёт эффект правдоподобности (это обязательный жанровый признак). Подавляющее большинство городских легенд относится именно к современным вариантам быличек/бывальщин. Поэтому термин «легенда» является некорректным. - Опять таки "историизирующие" привязки выдаются за основу Г.Л. Этот тип можно отнести к разряду "баек", к ним, похоже и относятся эротические новеллы-фаблио Возрождения. Они по идее могли бы произойти с любым обычным человеком.
Криминальные истории как правило, рассказывают об успешных преступниках и о неспособности органов правопорядка им противостоять. В последнее время появились также истории про киберпреступников или хакеров. Типичным представителем такого рода историй является история об идеальном преступлении. - Такие байки должны совмещать в себе и представление об идеальном наказании, проклятии и т.п., в противном случае они не относятся к разряду Г.Л., а скорее к криминальной хронике или подобного рода "чтиву". Строго говоря, к этому типу относится и сюжет "Пиковой дамы"...
Истории о правительственных заговорах часто навеяны шпионскими фильмами истории о тайных правительственных заговорах. К ним относятся мифы о радикальных социальных экспериментах, заговорах крупных корпораций, инопланетянах, «Комитете 300» и так далее. Часто абсурдные и ничем не подтверждённые, они вызывают большой интерес у части слушателей и читателей. - большей частью подобные легенды в действительности имеют реального автора и приходят из СМИ, следовательно Г.Л. не являются в принципе...
Мифы о секретных технологиях обычно включает в себя информацию о засекреченной технологии в собственной стране или стране, которая является вероятным противником. Сюда можно отнести, например, мифы о существовании технологий, с помощью которых возможно менять гравитационное поле в планетарных масштабах либо влиять на процессы в земной коре. Нередки мифы, повествующие о каких-либо высокотехнологичных машинах, которые будто бы стоят или стояли на вооружении определенных стран. Например, легенда о том, что Третий рейх достиг серьёзных успехов в разработке «летающих тарелок». Также существует миф о технологиях, позволяющих изменять погодные условия. - Легенда о 3-м рейхе так же авторская. Как и многие другие. Такие легенды могут считаться городскими, если они зафиксированы на территории Германии (скажем в Калининграде) или в местах связанных с немецкой оккупацией, скажем, близ винницкого бункера Гитлера.
Мифы о похищениях людей. В качестве похитителей выступают инопланетяне, преступники или тайные организации (тут возможны определённые реальные предпосылки). Один из популярных мифических сюжетов - похищение «на органы», что на практике осуществимо лишь при наличии полной и детальной информации о физическом здоровье индивида. - опять-таки много авторских легенд. Вспоминается, безусловно, "Эмский треугольник" Павла Мухортова, в котором реальные истории приправлены вымыслом. Можно и объединить с техническими новинками и теми конспирологическими легендами, которые связаны с техникой.
Истории, основанные на страхе или непонимании. Значительная часть городских легенд основывается на страхе или непонимании тех или иных явлений. - Опять таки не такая уж и значительная. Если речь идёт о непонимании техники - то это мы уже жевали, если речь о кросскультурных барьерах, тогда они относятся скорее к категории "баек", "анекдотов из жизни".
Воздействие индустрии. Массовое механизированное и автоматизированное производство, особенно продуктов питания. Наиболее известные легенды - про утонувшего в закваске для кваса (пива) человека, полностью растворившегося (вариант - в сиропе для кока-колы на профильном заводе), про извлеченные из колбасы и пельменей крысиные хвосты либо фаланги пальцев с маникюром или кольцами. - уже жевали. Легенда о растворении человека в Коле относится к числу гбэшных слухов, направленных на снижение спроса у населения на Пепси, выпускавшуюся на построенном под Олимпиаду-80 специальном заводе. Крысиные хвосты и прочие ужастики были популярны в Перестройку в программе "Взгляд".
Обхождение с техникой. Основаны на боязни или непонимании всё более сложной техники. Обычно рассказываются о женщинах, представителях стран третьего мира и других людях, которых можно заподозрить в непонимании современного технического прогресса. Классическая история такого рода - история о домашних животных в микроволновой печи и крокодилах в канализации. Часто существуют также юмористические версии таких историй. - уже жевали. Животные в микроволновке - распространённая Г.Л. имевшая место и в действительности. Однако, легендарное распространение её намного шире единичных фактов. Крокодилы в канализации, надо заметить иногда обитают. Какое отношение они имеют к технике сказать сложно...
Страх перед властью. Истории, основанные на страхе перед представителями власти (полицией, милицией), а также перед представителями спецслужб (ФСБ, ФБР, КГБ). В странах с высоким уровнем преступности курсируют также истории о криминальных авторитетах, контролирующих ту или иную территорию. - теоретически - да, но достаточно большое количество их относится к слухам, в т.ч. самими органами и распространяемыми.
В этой классификации явно не хватает нескольких групп,
- проклятые/святые места,
- необычные люди - городские сумасшедшие и культовые личности с одной стороны и легенды об основании городов с другой, в частности, много таких легенд связывается с Екатериной 2-й, как минимум половина из них литературные, но определить где Г.Л., а где авторская легенда ныне не представляется возможным.
- эротические,
- субкультурные (такие как армейский чёрный дембель),
- криптозоологические - чупакабра, жеводанский зверь и прочая нечисть,
- может ещё чегой-то забыл, всё-таки пол восьмого утра.
Городские мифы по странам - только что говорили про Г.Л., а тут уже мифы, да и из стран в этой рубрике была только Россия.
* Легенда о ведическом храме, обнаруженном и тайно вывезенном особистами во время вскрывных работ на месте котлована будущего первого атомного реактора страны в Северске (1944 г.). - жизнь закрытых городов всегда была окружена тайной, но тут похоже на авторскую легенду.
* Рубины в Кремлёвских звёздах (популярно до 1991 года, в действительности звёзды изготовлены из «рубинового стекла» на основе селена) - история красивая, но кажется гбэшным слухом, мол, вот какая богатая держава.
* Необычно схожие описания дорожно-транспортного происшествия, якобы происходившего в различных городах СССР
* Крысы-мутанты в метро - авторская газетная утка, возможно создана на основе американских Г.Л. об крокодилах, в канализации.
* Порталы в параллельные миры в метро - распространённый мотив, не только в метро (опять таки вспомним "Эмский треугольник" П. Мухортова).
* Легенды о мистических местах, таких как «Голосов овраг» - отдельная группа, забытая анонимусом в типологии.
* Фантом-великан на углу улицы Сретенки и Даева переулка. - очень частный случай, малопримечательный даже для Москвы, Кот-Бегемот и то ярче ;)
* Подземные ходы под Томском, возрастом старше города. - аналогичная история есть и про харьковские подземелья. Насчёт Томска не скажу, но под центром Харькова действительно есть подземелья, которые некоторыми исследователями датируются домонгольским временем. Однако, главная беда харьковских подземелий в том, что они не сформировались в чёткую Г.Л., а скорее относятся к легендарным местам.
* Курганы Чингисхана под Томском, на месте бывшей деревни Таловка (верховья р. Басандайка) и возле д.Сухоречье в верховьях р.Ушайка - опять таки частный случай. Таких курганов по Великой Степи столько!
* Постфольклорные истории, рассказываемые в устной традиции «это случилось в нашем городе со знакомой сестры моей коллеги по работе» (например про довезенных незнакомым человеком детях до бабушки, когда мама отстала от поезда) - Чую печенью что они связаны со страшилками, но возможно относятся к более ранней стадии развития, отчего заканчиваются хэппи-эндом.
* Крокодилы в канализации
* Чёрный дембель - пример субкультурности. Ещё один пример субкультурной Г.Л. о футбольном судье установившем однажды стенку на положенных 9 м.
* Колодец в ад - (точнее - дорога в ад - Well to Hell hoax) красивая легенда, но авторская. Впервые на английском языке озвучена в 1989 году в эфире американской телекомпании Trinity Broadcasting Network, которая взяла историю из репортажа финской газеты. Якобы в кольской сверхглубокой скважине, По этой легенде в самой толще земли, на глубине 12 тысяч метров, учёные наткнулись на пустоты. Заинтригованные этим неожиданным открытием, буровики спустили туда микрофон, способный работать при чрезвычайно высоких температурах, и другие датчики. Температура внутри достигала 1100 °C - был жар огненных палат, в которых, якобы, можно было услышать человеческие крики и стоны, названные «глас из преисподней». По другой легенде сопряжённой с этой каждый новый пробуренный километр принес несчастья стране. Когда бурильщики вели проходку тринадцатой тысячи метров, распался СССР.
* Ли Цинъюнь - китайский сверхдолгожитель. Есть большие сомнения, в том, что он является Г.Л., похоже на авторскую легенду, созданную губернатором Сычуаня или даже на высоком уровне, когда для КПК стало важно, чтобы китайское было самым-самым. Как и в случае с Ширали Муслимовым, Омаром Абасом и Рамом Автаром Саха Кану возможно что речь идёт о журналистской, т.е. авторской легенде. Бытование этой легенды как Г.Л. весьма сомнительно.
* Химиотрассы - хороший пример конспирологической Г.Л., правда, часто останавливающейся на уровне слухов.
* Британские большие кошки - красивая английская легенда о крупных кошачьих. Как и в случае с Жеводанским зверем в ряде случаев имеет под собой реальные основания.
* Самоубийство Роналда Опуса - никогда не было Г.Л., авторский парадокс созданный для иллюстрации парадоксальных поворотов в расследовании: "Весной 1994 года молодой американец Рональд Опус из-за финансовых трудностей решил наложить на себя руки. Забравшись на крышу девятиэтажного дома, он спрыгнул вниз. Но как раз в это время маляры натянули на уровне 7-го этажа страховочную сетку. И Роналд бы точно остался жив, упав на сетку, если бы по трагичной случайности в то время, когда он пролетал мимо окна 8-го этажа, в него бы не попал заряд дроби. Расследование выявило, что стрелявший пожилой жилец восьмого этажа целился в свою жену, но промахнулся и попал в окно. Его обвинили в непреднамеренном убийстве и покушении на жизнь жены. Но, как выяснилось позже, дробовик всегда висел на стене незаряженным, и в моменты ссор старик угрожал жене оружием, не намереваясь её убивать. Оказалось, что дробовик зарядил их сын, надеясь на то, что отец убьёт мать, а сам попадёт в тюрьму. Этим сыном был именно Роналд Опус. Так он хотел отомстить своим родителям за их отказ в предоставлении финансовой помощи сыну. Медицинский эксперт закрыл дело как самоубийство."
В произведениях искусства: Городские легенды (фильм), Городские легенды 2 (фильм), Городские легенды 3: Кровавая Мэри, Люди в черном (фильм), Сверхъестественное (телесериал) - откровенно мааааало. Тут вспоминается много чего. И Стивен Кинг и "Байки из склепа"
Теперь о том, чего совсем нет в этом супе.
- межэтнические различия. Английские Г.Л. - о призраках, средиземноморские - о сексе, американские - о маньяках, японские - об амбивалентных духах.
Любопытно, что японские духи образуют особый класс Юрэй, близких к "заложным" (т.е. умершим не своей смертью - убитым и самоубийцам) покойникам. Согласно синтоизму, души тех, кто умер собственной смертью, становятся духами предков, а души умерших насильственной смертью становятся юрэями (сравните с ларами и лярвами в италийской мифологии). При этом вне зависимости от пола умершего юрэи являются в этот мир в женском облике. Первое упоминание в литературе о мстительном привидении можно обнаружить еще на страницах «Повести о Гэндзи», написанной тысячу лет назад. Затем с обликом представителей загробного мира своих соотечественников стали знакомить авторы пьес для театра но. В XIV-XV веках привидения и духи стали основными героями на сцене этого театра. В годы периода Эдо (1603-1868) привидения прижились и на сцене театра кабуки. Известнейшие мастера ксилографии, например, Кацусика Хокусай, посвятили этой теме свои гравюры. Японские привидения не привязаны к конкретному месту обитания. Особый интерес юрэи испытывают к заброшенным домам, старым храмам, полуразрушенным горным лачужкам, где и поджидают запоздалого путника. В отличие от ёкаев, как правило, незадачливых, простодушных, легковерных, хотя, бывает, и зловредных, юрэи нередко являются персонажами по-настоящему страшных сказок. Иногда уже сам их облик приводит героя в ужас, ведь у привидения в женском обличье вместо лица может оказаться полупрозрачный шар с одним глазом на подбородке, а то и без глаза вовсе, или вдруг, грациозно взмахнув рукавом, неизвестная красавица оголит свой локоть, а с него будут смотреть, не моргая, целых два или три глаза. Души этих страдальцев (воинов, брошенных жен, несчастных влюблённых), не находя покоя, бродят по земле, чаще всего вокруг мест, связанных с их гибелью, в надежде на отмщение. Их фосфоресцирующие в ночи контуры с длинными гибкими руками, но без ног, с горящими рубиновым светом глазами, как утверждают знатоки, можно довольно часто увидеть в некоторых гостиницах или в обветшавших домах, где когда-то произошло преступление, у кладбищенских ворот или затянутых ряской заброшенных прудов. А если не увидеть, так услышать их тяжёлое дыхание в пустой комнате, шаги за стеной, душераздирающие стоны, перестук каблучков деревянной обуви в темном переулке. В число юрэй входят не только легендарные, но и реально существовавшие личности, так в романе "Звонок" пПрототипом персонажа фильма Cадако Ямамуры стала Cидзуко Мифунэ, родившаяся в 1886 году и публично демонстрировавшая дар ясновидения. В 1910 году её объявили шарлатанкой, через год она покончила жизнь самоубийством, прыгнув в кратер вулкана.
- отличия от Альтернативной истории и фолк-хистори. Например, легенда о золоте Полуботка благополучно располагается по середине между Фолк-хистори и легендой.

городские легенды

Previous post Next post
Up