С Новым Годом!

Dec 31, 2011 16:02



Долго я думал чем бы ЭТАКИМ порадовать читателей своего ЖЖ в честь очередного НГ и так и не решил. Но тут Гала Голди подкинула мне любопытную сказочку. Сказочка - очень качественная пародия на космологию и мифологию народов Африки.

Итак,



ДАВНЫМ-ДАВНО
***
Давным-давно, когда мать-Мгумпака родила саму себя, не было ещё ни воды, ни тверди, ни
растительности.
Тогда отбросила Мгумпака пуповину и стала Земля.
И было на Земле только одно.
Но с высоких гор прилетел чёрный коршун Нду, схватил одно - и унёс в высокие горы.
Тогда Мгумпака создала другое, и нарекла его Жизнь. И зажили ею люди.
Но по сей день они продолжают искать одно, называя его каждый по-своему.
***
Все люди на земле сперва были женщинами, по образу и подобию матери-Мгумпаки.
Однажды Мгумпака обстригла свои волосы и закопала в землю.
Из волос выросли деревья Мфо. Их плоды можно было есть, из листьев шить платья, из стволов
строить хижины, а цветы вплетать в косы.
Мгумпака велела женщинам свивать пуповины из веток дерева Мфо, глотать их раз в год и рожать
самих себя.
Так женщины научились из всего делать всё, а из ничего - ничто.



***
Каждый камень, у которого коршун Нду сбрасывал своё перо, считался благословенным.
Только самые достойные имели право строить в том месте жилища.
Никто не видел ни коршуна Нду, ни его птенцов. Считалось, что они носят на своих крыльях одно,
и потому осторожны.
Если женщина находила скорлупу от яйца Нду, её нарекали святой.
Всех святых мать-Мгумпака забирала к себе и делала из них Луны.
Семь лун было в небе над долиной. Семь птенцов вывел чёрный коршун Нду.



***
Раз в месяц во время полнолуний мать-Мгумпака слепла. В это время её пальцы становились
мягкими и текучими, и Мгумпака создавала ручьи и озёра.
В ручьях жила рыба Меменда. Из её мяса готовили рыбный боботай, из костей делали гребни, а
из чешуи зеркала.
А в озёрах жила рыба Асемпапаса. Она уносила на дно покойников. Ею пугали детей.
После полнолуний Мгумпака спала два дня и две ночи.
В это время рыбы учились плавать.



***
Мать-Мгумпака повелевала родом людским и была довольна.
Женщины были послушны, скромны и трудолюбивы. Они строили хижины в долине, шили платья
и делали лёгкое вино из плодов дерева Мфо.
Но однажды заскучала Мгумпака, и захотела, чтобы кто-то повелевал ею.
Свила Мгумпака пуповину из дерева Мфо и через год родила отца-Абоумбу.
И стал Абоумба мужчиной и повелевал Мгумпакой.
Так среди женщин поселилась зависть. И каждая захотела, чтобы ею повелевал мужчина.



***
Каждый месяц во время полнолуния, когда мать-Мгумпака слепла, отец-Абоумба тайно
совокуплялся с земными женщинами.
Женщины стали рожать мальчиков, прятать их в ущельях, а пуповины закапывать глубоко в
землю.
Когда из земли проросли деревья Кете, Мгумпака узнала об измене.
Она отдала отца-Абоумбу рыбе Асемпапасе на съедение и стала вдовой.
Женщин Мгумпака простила и позволила привести мальчиков в долину.
Так на земле появились деревья Кете и мужчины.





***
Когда женщины уходили в горы искать скорлупу от яиц коршуна Нду, в долину приходили
дожди, и ручьи превращались в реки. Поэтому детские колыбели подвязывали к ветвям высоких
деревьев.
Но дети не хотели сидеть смирно и часто тонули.
И сотворила мать-Мгумпака серого аиста Нуму. И стал Нуму ловить детей, выпадающих из
колыбелей. И стал клювом протыкать им дырки в ушах.
Так каждая мать знала, сколько раз её ребёнок был непослушным.
***
Мужчины пили вино из плодов дерева Мфо, курили листья дерева Кете и философствовали о
чёрном коршуне Нду.
Они ласкали своих женщин, но мечтали о женщинах соседей.
Они ели рыбный боботай и отказывались верить в мать-Мгумпаку.
Раз в месяц во время полнолуния они уходили из долины искать приключений, и их женщины
плакали.
Тогда Мгумпака пришла к озеру и повелела Асемпапасе исторгнуть из себя отца-Абоумбу, чтобы
тот образумил мужчин. И было так.
И задумался отец-Абоумба.



***
Давным-давно, когда баобабы были очень маленькими, а женские груди очень большими, отец-
Абоумба создал черепаху Бинту на потеху мужчинам.
И стала черепаха Бинта.
И создал Абоумба питона Адуму на потеху женщинам.
И стал питон Адуму.
Но мать-Мгумпака научила женщин шить одежды из питоньей кожи.
И научила мужчин чертить письмена на панцире черепахи.
Так появилась мода и письменность.



***
Однажды три женщины у ручья красили волосы соком плодов Мфо. И нёс ручей свои воды к
подножью высоких гор.
И сотряслась земля, и пришёл с той стороны слон Индомбе.
И наложил хобот на трёх женщин.
И познали женщины блаженство, и нарекли слона священным животным.
И узнала об этом мать-Мгумпака и забрала себе слона Индомбе. И спрятала его высоко в небе за
седьмой луной.
С тех пор знают женщины про седьмое небо, но мало в него верят.



***
В третье лето от молодых побегов пришла в долину засуха. И призвала мать-Мгумпака духов
дождя. И стала Муджаджи.
И была Муджаджи ненасытна и запросила за дождь высокую цену - всех мужчин долины.
И стали плакать женщины и дети, и стали проклинать Мгумпаку. И деревья стали терять листья, и
птенцы коршуна - перья.
И отдала Мгумпака отца-Абоумбу.
И была Муджаджи довольна и пролила многие дожди на долину.
И поверили мужчины в мать-Мгумпаку. И стала всеобщая вера.



***
Муджаджи и Абоумба родили Абенаа.
Абенаа родил Маанану.
Маанана родила кофейное дерево и прославила своих предков.
И стали кофейные заросли.
Женщины долины приходили петь в зарослях, дети приходили спать в зарослях, мужчины
приходили состязаться зарослях.
За это Абоумбу позволял им жевать кофейные зёрна.
Разгневалась мать-Мгумпака и разделила всех людей.
И остались одни жить в кофейных зарослях, а другие вернулись в долину.



***
Однажды мужчины долины ели боботай из рыбы Меменды и говорили о том, что их жёны стали
ленивы и неласковы. И каждый считал, что жена соседа лучше.
И поменяла мать-Мгумпака одних жён на других. И стало так.
И наслаждались мужчины новыми жёнами, но вскоре снова думали о жёнах соседей.
И меняла Мгумпака им женщин, пока не поняла, что нет занятия более бессмысленного, чем
заставлять мужчину остановиться на достигнутом.
С тех пор каждый женатый мужчина мечтает о жене соседа.
А кто не мечтает, у того нет соседей.



***
Летел чёрный коршун Нду, нёс на своих крыльях одно.
Засмотрелся на львицу Нунуму, черкнул клювом о скалу и высек искру.
И стал огонь.
В каждой семье с тех пор хранился огонь и передавался от отца сыну. Главный подарок к свадьбе
был огонь от родителей.
А кто огонь не получал, тот женился без благословения.
Так все в долине знали каждого, кто ослушался старших.
А львицу Нунуму почитали и прославляли.





***
В большой праздник семи лун мать-Мгумпака въезжала в долину на слоне Индомбе.
Посмотреть на это приходили даже люди из кофейных зарослей.
И каждый, кто смог коснуться левого уха Индомбе становился пророком, а кто правого -
философом.
- Агуля! - кричала Мгумпака.
- Бум! - отвечали все, ударяя в бубны.
- Агуля!
- Бум! Бум! Бум!
В этот момент зацветали деревья Кете. Так мать-Мгумпака являла народу чудо.
***
Давным-давно, когда ещё не вызрели первые кофейные зёрна, решил отец-Абоумба отыскать суть
вещей.
И создал Абоумба лук и стрелы, чтобы убить чёрного коршуна Нду и отобрать у него одно.
Тогда мать-Мгумпака сделала Абоумбу близоруким.
С тех пор люди из кофейных зарослей знают, что есть суть вещей, но увидеть её не могут.



***
Если мужчина ложится лицом вниз, его может загрызть шакал Уитма.
Поэтому мужчины долины всегда спят на спине.
И только когда они оплодотворяют своих женщин, Уитма может подкрасться сзади.
Поэтому женщины долины кричат по ночам, отпугивая шакалов.
Так мать-Мгумпака знает, сколько младенцев родится в следующем году.





***
Когда заканчивает бродить вино из плодов дерева Мфо, в долине начинается праздник
посвящения.
Мать-Мгумпака делает из мальчиков мужчин, а их семенем удобряет священное древо жизни
Бамбоджо.
Так юноши становятся взрослыми.
Так Мгумпака сохраняет молодость.
Так Бамбоджо соединяет небо и землю.
***
Слон Индомбе держит солнце во рту. Когда он поднимает хобот, наступает день, когда опускает -
наступает ночь.
Однажды во время дождя Индомбе ощутил боль в желудке и изрыгнул цветную змею. Так стала
радуга.
Каждый, кто проходил сквозь радугу становился художником.
С тех пор во время дождя люди долины молятся слону Индомбе и просят у него радугу.



***
Однажды шакал перекусил ремень, на котором мать-Мгумпака носила Священный камень.
Камень упал в реку, и стала большая вода.
И призвала Мгумпака серого аиста Нуму.
Много дней и ночей Нуму рылся в земле, отыскивая пищу. И рылся до тех пор, пока не отделил
сушу от моря.
Так стало море.



***
Рыба Асемпапаса стала приплывать из моря и уносить с собой неверных мужей.
И взмолились женщины, и заплакали, что скоро не останется мужчин в долине.
И создала мать-Мгумпака белого великана Мбомбо.
И шёл Мбомбо из моря к реке, и переступал через Священный камень. И брал Мбомбо неверных
мужей за руку, и выводил их на чистую воду.
Так увидела Мгумпака, что женщины способны простить любое.





***
Однажды в кофейные заросли пришла страшная тля и стала пожирать листья и ветви.
И бежали люди в долину, и вели своих детей, и просили помощи у матери-Мгумпаки.
И приняли их люди долины. И позволила Мгумпака им остаться.
И велела, чтобы Муджаджи пролила дождь на заросли и утопила тлю.
И было так.
С тех пор все знают, что спасая детей, человек придёт и к врагу своему.
***
Однажды мужчины ловили рыбу Меменду и курили листья дерева Кете.
И размышляли мужчины о коршуне Нду и сути вещей.
И варили их жёны боботай из Меменды, и были их жёны ласковы, и обнажали свои груди.
Но не слышали мужчины своих жён и не смотрели на их прелести.
С тех пор так повелось - когда мужчины ловят рыбу, курят листья Кете и говорят о сути вещей, им
не нужны женщины.



***
- Кого мы будем благодарить за наши удачи? - спрашивали люди.
- Меня благодарите, - говорила мать-Мгумпака.
- А кому мы будем жаловаться на наши беды? - спрашивали люди.
- Мне жалуйтесь, - отвечала Мгумпака.
- А кому мы будем жаловаться на тебя, мать-Мгумпака?
И явила Мгумпака справедливость, и создала Священный камень.

Не зарастает тропа к Священному камню.



___________________________________________________

Иллюстрации
сотворили волшебники ilya_lizard и akeb0n0!

via - http://pristalnaya.livejournal.com/365855.html

Ах, да, прикольно - скажут некоторые и спросят: - какое ЭТО имеет отношение к НГ?
Отвечаю: мифоритуальный комплекс праздника Нового Года, согласно Мирчи Элиаде ( Миф о вечном возвращении) отражает мотив разрушения и воссоздания Вселенной.

к празднику, пародия, фольклор

Previous post Next post
Up