Навстречу ЧУСИ-2011. Так уж повелось, что накануне ЧУСИ я выставляю в своём ЖЖ тематические приколы. Сегодня - Словарик своячиста от А.И. Клейна
Словарик своячиста.
А.
Апелляция - глас вопиющего в пустыне: «Верьте мне, люди!» С приходом мобильного Интернета стала опираться не только на память апеллянта и залапшённые уши АЖ.
Аплодисменты - бывают иронические, восторженные и вежливые. Последние - спутник речей на официальных турнирах.
Ассистент ведущего - как правило, бывший двоечник. Отличается патологической неспособностью правильно сложить или вычесть, ведя протокол.
Б.
«Башню клинит» -- слэнговое название отупления, чередующегося с обострением.
«Биться головой об стену» - характерная тактика Р. Козелова. Успокоенные соперники расслаблялись, решая, что дело сделано, и вот тогда Рома начинал свой бенефис.
Бой - стандартное название одиночной игры, кое-что говорящее вдумчивому наблюдателю.
В.
Ведущий - жалкая, ничтожная личность. Но приходится смотреть ему в рот, откуда проистекает.
Волосы - первая жертва экспансивных игроков.
Вопросник - прямой потомок Януса. С одной стороны, существо хитроумное и злокозненное, плетущее тенета аки Шелоб. С другой - простодушно считающее, что его предпочтения беззаветно разделяются всеми потребителями его опусов. Посему на 10 требует назвать любимую кошку младшей дочери третьего фараона пятой династии.
Г.
Гроб - практически не берущийся вопрос. Либо вопрос на сверхузкое знание, либо требование возвести что-то в куб и вычесть корень по самые гланды.
Гусар - игрок, смело скачущий с шашкой на вопрос не его весовой категории. У Г. к концу игры наблюдается грыжа в виде огромного минуса.
«Головокружение от успехов» -- характерный симптом звёздной болезни. Предшествует, как правило, тяжёлым ушибам головы.
Д.
Десять очков - атом СИ. Из Д.о. сложены все победы, а из десяти антиочков - все поражения.
Дуаль - двухголовый мутант, не любимый авторами вопросов. Вторую голову стараются ликвидировать, но не всегда это удаётся, к радости обнаружившего её игрока.
Дар Божий - слова ведущего после нажатия игроком кнопки. Особенно если нажато в начале вопроса…
Е.
Египетские казни - штрафы за неправильные ответы фараона на вопросы Моисея. Вопросы, собственно, сводились к возможности поиграть в Эйлате на Знатокиаде.
Естественный отбор - выбрасывание проигравших за борт. Иногда, правда, кидают спасательный круг…
«Ещё не вечер» -- формула для психологической стабилизации аутсайдеров. Особенно эффективна в начале игры.
Ж.
Жать (на кнопку) - давать сигнал о готовности пострадать за правду. Действие сопровождается ликующими возгласами опережающих и жалобными стонами отстающих.
Жесты - делятся жюри на корректные и некорректные. Сопровождаются соответствующими выражениями, смотря по ситуации (или несмотря).
Жребий - материализовавшаяся воля Рока. Шлёт игрока в кусты, где его поджидают серые волки.
З.
Забыть (слово) - самое страшная возможность для уверовавших в своё знание. Порой забывают маму родную. Что уж говорить про Камехамеху Первого Великого!
Замена - пришла из ЧГК. Любители аллюзий и намёков с помощью её борются с бесхитростной эрудицией (дабы не мешала).
Змей-искуситель - таится в душе каждого игрока. И тянет, и тянет за язык…
И.
Игра - см. «Пиковую даму» с соответствующей арией.
Избиение младенцев - победа с крупным счётом. У младенцев остаётся тупая боль во всём теле и несыгранный вопрос «За что?!»
Интуиция - полумифическая субстанция, заменяющая её счастливому обладателю блюдечко с голубой каёмочкой. Обычно не концентрируется в мозгах, но рассеяна в мировом эфире.
К.
Кнопка - а) то, что в любых испытаниях у нас никому не отнять; б) вопрос из пакета первенства школы для альтернативно одарённых детей, взятого для вашего турнира.
Комментарии (к вопросу) - зачастую отсутствуют как класс. Вопрос, не понятый даже ведущим, остаётся «вещью в себе».
Критерии зачёта - помните гонки быков в Памплоне? К.з. - те же стенки, чтоб ответы не сильно разбегались.
Л.
Личный опыт автора вопроса - часто мелькает в источниках вопросов. То, что автор Бывалый, понятно. Неясно, бывал ли он в двух других ипостасях троицы.
Логика -- один из трёх китов игры (наряду с эрудицией и быстротой). Фанаты Л. борются за победу в тройке усиленным внедрением чгк-подобных вопросов.
Люфт -барьер, который надо преодолеть, чтоб тебе внимали. Мнительные игроки частенько занимаются люфтометрией. Последняя, как и фаллометрия, не имеет особого практического значения.
М.
Матрица (матричная тема) - оплот формального отношения вопросников к делу. Нео на них нет!
Многоходовка - ещё один пришелец из ЧГК. Авторы М. верят, что за 5 секунд продуктивность индивидуала может сравниться с минутной работой команды.
Монстр - почётное звание своячиста. Уступает только супермонстру, но способен надрать уши и ему, при наличии должной озверелости.
Н.
Наговорить с три короба - стандартная тактика игрока при неизвестной форме вопроса. При пассивности ведущего игрок заканчивает ответ к началу следующего боя.
Народ безмолствует - когда чуют погибель свою среди нечуждых им гробов.
Новая волна - ревизионистская фракция вопросников-редакторов, призывающая отречься от старого мира (например, от частых вопросов на прямое знание и реалии, связанные с советским периодом). «По старинке» писать не хотят, но модерн в больших дозах ведёт к несварению мозга.
О.
Обжать - выиграть кнопку. Замечено, что на самый последний вопрос (если он лёгкий) в игре чаще всего отвечает игрок, идущий вторым. Он обжимает лидера, который боится рисковать (если разрыв в очках невелик).
Оргкомитет - группа тёмных личностей, собирающая вместе бедных своячистов с целью удовлетворить свои садистские инстинкты. Прикрывается спортивным антуражем.
Онотоле - фольклорный персонаж, родич эллинского Геракла. Носил жилетку из шкуры какого-то Льва (в разных регионах Льва звали по-разному). В карманах жилетки носил медали, из-за чего жилетка была копьенепробиваемая.
П.
Пакет - а) коммунальное обиталище тем. Как любая коммуналка, отличается разнообразием, наличием маргиналов и альфа-самцов; б) условная единица взаимных расчётов между оргкомитетами.
Прямое знание - основанное на простейшем усилии памяти. В последние годы впало в опалу у авторов-модернистов.
Пушкин - неиссякаемый источник вопросов, предшественник Википедии. Он ещё её переживёт!
Р.
Развесистая клюква - стандартное определение апеллянтами вопроса, который требуется снять. Опытные апеллянты носят с собой тавро с определением, которым и припечатывают страницу с вопросом - ещё до прочтения.
Редактор -- и. о. трёх мойр для полученных на турнир тем. Сплетает, отмеряет, обрезает. Сколько бы тем ни было прислано, всегда жалуется на нехватку.
Русоцентризм - фирменное свойство многих российских пакетов. Особенно радуют украинских или израильских своячистов вопросы про российскую рекламу, сериалы и хоккей.
С.
Свеча - вопрос 2-й свежести. Пишущих плохие темы хоронят в привычной обстановке - один гроб, четыре свечи.
Слив (пакета) -- вечная тема для обсуждения после проигрыша на турнире. Чем хуже результат, тем тема актуальнее, а вопросы в теме - дороже.
Сыграть в ящике - сделать потачку своему тщеславию. Ну, получишь ты стоимость этого автомобиля… Так одни карточки в метро стоят, как все 4 колеса!
Т.
Театр абсурда - наблюдался на некоторых турнирах. В спектаклях участвовали: проигрывающие игроки, выигрывающие игроки, ведущие, члены АЖ, зрители, гардеробщицы, собачки, забежавшие с улицы на лай. Последним особенно нравилось.
Террариум - первоначально - сборник баек о знатоках. Позже - форум для флуда своячистов, изредка перемежаемый призывами к борьбе с флудом и ещё реже -- играми.
Телесвояк - источник народной любви к СИ. Что было, то было. Но яблочко от яблони укатилось…
У.
Угадайка - вопрос с равновероятными ответами. Придуман Буридановым ослом. Используется его потомками для удовлетворения своячистов-мазохистов.
Утечка мозгов - происходит в ходе особенно жарких боёв. Утёкшее подбирает специальный ассистент ведущего. Главная его задача - не перепутать, что кому влить обратно.
Ф.
Фальстарт - бережно хранимый реликт, оставшийся на некоторых турнирах от телесвояка. Особенно был любим питерской ОПГ.
Форма вопроса - Сцилла и Харибда для нетерпеливых и забывчивых. Одни жмут, не дождавшись её, и лихорадочно гадают - что надо ведущему. Вторые, в радости от успешной работы, не оформляют оную в должном виде.
Х.
ХЗ - сокращённый лозунг древнеримских любителей свояка в Колизее. Впрочем, у своячистов возможны и другие расшифровки…
Хлопки - доисторические предшественники электронных систем. Травмировали руки и уши чувствительных игроков. Считались сильным конфликтогенным фактором.
Ц.
Цепная реакция - бывает, когда игрок, импульсивно пытаясь отыграть минус, жмёт на следующем вопросе, который ещё неподъёмнее. Затем ещё и ещё..
Ч.
Читерство -- подглядывание в Википедию и прочие «-педии» в играх по Интернету. Воспринимается примерно так же, как шулерство в картах.
Ш.
Шакалить - подбирать версию, становящуюся очевидной после ответа предыдущего игрока. Воспринимается по-разному.
Э.
«Эрудит-квартет» -- СИ-групповуха. Позволяет игроку получать больше андреналина, заполняя переживаниями за соратников паузы между собственными актами.
Я.
Язык -- то и дело норовит стать врагом игрока. Лучший способ борьбы с врагом - держать его за зубами.