Методическая среда. Обществоведение. "Обе белые"

Oct 16, 2013 13:26

Есть в 7 классе такой забавный предмет «Обществоведение». Если учебник истории написан крайне сложно, то эта книжица достаточно проста.
Ну, разумеется, не обходится без того, что в интернет-среде называется лузлами. Вот мне понравилась фраза на первой случайно открытой странице:
«Изучая курс… ты узнал, что без человека экономика невозможна - она появилась вместе с человеком для удовлетворения его потребностей».
Ага. А небо голубое, а бобры не строят города, а медведи не проводят тайное голосование.
В целом, все же, думаю, учебник не так уж плох. Содержит некоторые весьма спорные классификации, но, по крайней мере, имеет достаточно четкую структуру , базирующуюся на определенной идеологии, - а это уже точка опоры во всяком обучении.
Но кое-какой материал в помощь ребенку подобрать можно. Цель обществоведения, насколько я понимаю, подготовка ребенка к самостоятельной жизни - формирование картины мира, позволяющей найти собственное место в жизни. Мне очень в свое время понравился фильм «Я и другие». Думаю, что он не потерял актуальности, даже напротив, так что окажется весьма полезным детям как средней, так и начальной ступени обучения.
Ф. Соболев.
Я и другие
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=MoeQ3I7BRpY

Краткое содержание фильма с сайта http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/47892_psixologicheskie_eksperimenty_film_ya_i_drugie

image Click to view



Учёный или убийца Психолог (В. Мухина) выбирает добровольцев из аудитории и приглашает их в отдельную комнату, затем вызывая по одному. Каждому демонстрируется один и тот же портрет пожилого человека, только одним психолог говорит, что это видный учёный, другим же представляет его как преступника. Задача испытуемых составить психологический портрет человека, изображённого на портрете. В зависимости от того, как был представлен изображённый человек, испытуемые находят в чертах его лица положительные или отрицательные признаки, присущие учёным или преступникам. Эксперимент «Обе белые» На столе две пирамидки: чёрная и белая. Трое детей по договоренности с экспериментатором утверждают, что обе пирамидки белого цвета. На внушаемость проверяют четвёртого ребенка. Большинство детей соглашаются и повторяют, что обе пирамидки белые. Однако, когда ребёнка просят взять чёрную пирамидку - он берёт чёрную, несмотря на то что только что назвал обе белыми. В семидесятые годы фраза «Обе белые» приобрела широкое иносказательное значение в академических кругах, хорошо знакомых с фильмом.

Сладкая солёная каша Каша в тарелке на три четверти посыпана сахаром, а один участок сильно пересолен. Детям по очереди дают попробовать кашу с одной и той же тарелки и спрашивают какая она на вкус. Первым трём достаётся сладкие части, и они искренне говорят, что каша сладкая. Четвёртому же испытуемому достаётся пересоленный кусок. Однако большинство испытуемых заявили, что каша сладкая, - и четвёртый почти всегда с ними соглашается. При этом многие из тех, кому досталась четвёртая часть, активно отказываются от ещё одной ложки такой «сладкой» каши. Портреты Группе студентов показывают 5 разных портретов пожилых людей. Предлагается выяснить, есть ли среди представленных портретов разные фотографии одного и того же человека, и указать их. Однако все присутствующие, кроме одного (испытуемого), должны утверждать по условиям эксперимента, что две фотографии непохожих людей принадлежат одному человеку. Каждый пытается аргументировать свою позицию. Испытуемые часто, несмотря на то, что в начале определили портреты как непохожие, соглашаются с аргументацией большинства. Эксперимент усложняется. На этот раз люди утверждают что фотографии пожилых женщины и мужчины принадлежат одному и тому же человеку. Но и в этом случае многие испытуемые соглашаются с большинством. «Обе белые» среди взрослых Те кто согласился по поводу портретов с мнением большинства, участвуют в тесте с двумя пирамидками чёрной и белой. Подставные люди называют обе пирамидки белыми. Несмотря на явную абсурдность и далеко не детский возраст, некоторые испытуемые называют чёрную пирамидку белой.

Тир Эксперимент проводится среди школьников. Испытуемому предлагается сделать выстрел в тире. Если он выстрелит в левую мишень, то автомат кинет на стол рубль, который школьник сможет забрать себе, если же в правую мишень - то рубль упадёт в копилку и пойдёт на нужды класса. Светящимися точками отобразятся места куда якобы попадали одноклассники, стрелявшие до этого. Испытуемый остаётся один перед мишенями, и после включения автомата загорается 16-17 точек на левой мишени и 2-3 на правой. Тем не менее 80 % учеников стреляют в правую мишень, отдавая рубль на нужды класса. При анализе результатов этого эксперимента следует учесть, что фильм был снят в 71 году, когда процветала советская коллективистская идеология. В 2010 году режиссёром Всеволодом Бродским был снят ремейк фильма 1971 года. В фильме отображены те же самые эксперименты, за исключением эксперимента с тиром. Вместе с тем, ситуации рассматриваются в этом фильме более детально. Например в эксперименте с портретами показано, что некоторые люди не соглашаются с мнением большинства не из-за того, что имеют собственное мнение, а просто из-за своего желания идти наперекор.

Фильм Бродского также заслуживает внимания. Вот он. Сравните и решите сами, какой фильм лучше.

http://www.youtube.com/watch?v=66isJGby48U

image Click to view

обществоведение, психология

Previous post Next post
Up