На третий день после президентских выборов в нашей стране я отправился в командировку. Своего рода детокс.
Только сегодня, наконец, разобрал фотки и вот - хочу рассказать об одном из самых чистых и самых безопасных городов планеты, Сингапуре. Хороших путеводителей по Сингапуру на русском языке до сих пор не существует, поэтому я буду делиться собственными впечатлениями и тем, что прочёл в англоязычных источниках.
Сингапур - город-государство в Юго-Восточной Азии. Его территория занимает один большой остров и ещё с полсотни маленьких окрестных островов. На севере и западе Сингапур соединён мостами через узкий пролив с соседней Малайзией. Южнее Сингапура - индонезийский остров Суматра.
(На фото, конечно, не весь Сингапур, а небольшой декоративный островок, оборудованный в центре города.)
Ранний, доколониальный период истории острова исследован плохо. Малайская легенда гласит: когда-то, пару тысяч лет назад, суматранский принц высадился на острове и увидел здесь странное существо. С некоторыми допущениями (у существа был рыбий хвост) его отнесли к семейству кошачьих. А поскольку встретить льва считалось хорошей приметой, принц решил основать здесь Сингапуру - буквально "Город льва". На фото выше - тот самый лев с хвостом русалки, фонтанирующий памятник которому установлен на набережной. Вообще-то он белый, но я ходил на набережную вечером... А в темноте сингапурцы и получаса не могут обойтись без всяких световых и лазерных шоу.
Сегодня Сингапур - первая в мире страна с точки зрения экономической свободы, 4-я - по уровню ВВП на душу населения, крупнейший морской порт Азии, крупнейшая торговая держава Юго-Восточной Азии (экспортирует треть всех импортируемых товаров, по ряду отраслей - добрую половину), третий в Азии финансовый центр, третья страна в мире по количеству банков, третья - по объёму переработки нефти, государство с одним из самых низких уровней преступности, а также с самым высоким количеством смертных приговоров на душу населения. Ещё Сингапур впереди всех по развитию инноваций, по озеленению территорий... Регалии - несчётны.
А меньше 50-ти лет назад, когда остров только обрёл свою независимость, это был город-банкрот, город безработных, лишённый доступа к природным ресурсам и импортирующий питьевую воду, погрязший в коррупции и межэтнических конфликтах... Жёсткие законы, трудовая дисциплина и политика правящей партии сделали из Сингапура то, что многие мечтают клонировать на своей почве, в других государствах, да только навряд ли сумеют.
К истории - немного погодя. Время для прогноза погоды. Несмотря на то, что остров расположен у экватора (в 136 километрах к северу) и здесь круглый год одинаковая температура воздуха (обычно 32 градуса днём и 26 ночью), климат - всё же не экваториальный, а тропический. Почти ежедневно случаются кратковременные, но обильные дожди.
Влажность, само собой, высокая, но через несколько дней привыкаешь - и становится зябко у входов в торговые центры, откуда льётся холодный кондиционированный воздух.
Население города, который по площади меньше Москвы, - 5 миллионов человек (по плотности населения это вторая страна в мире). Здесь мирно соседствуют несколько этнических сообществ. Самое многочисленное - китайское (77%). Около 14% составляют малайцы, около 8% - индийцы (в основном из Южной Индии). Оставшийся 1% - тайцы, японцы, арабы, евреи, армяне, а также всевозможные метисы, отпрыски от межрасовых браков. Все граждане Сингапура учат в школе в качестве "родного" английский язык (официальный в Сингапуре) и ещё один из официальных - язык своего этнического сообщества (китайский, малайский или тамильский).
Увидеть в час пик хотя бы десятую часть населения на улицах невозможно. Московской толкотни нигде нет. Людей под открытым небом, за исключением откровенно туристических мест, очень мало.
На фотографии - не просто подземный переход. Это одна из подземных улиц, сетью которых соединены все торговые центры Сингапура. Здесь - реальная жизнь и спасение от жары. Такие улицы кондиционированы, в наличии - вся инфраструктура, предприятия обслуживания, удобства. Большую часть своего времени в городе сингапурцы проводят под землёй. И если о москвичах такое говорят в шутку, то в отношении Сингапура - это действительно так.
Меня больше интересовало то, что находится на поверхности: традиционно - прохожие, архитектура, планировка центра, порядки, заведённые в городе... Короче говоря, договоримся считать мой обзор поверхностным, а не глубоким.
Центральный район, в котором сконцентрированы главные точки притяжения туристов, очень компактный. Если повезло с погодой (то есть выдался дождливый, пасмурный день), передвигаться по улицам вполне комфортно. От морского побережья на юге до индийских кварталов на севере можно, не торопясь, дойти за час. Фотографируясь и дожидаясь зелёного света на перекрёстках.
Светофоры в Сингапуре медленные, ждать приходится долго. Встречается кнопка "зелёный свет по требованию", но работает она в определённое время суток.
Каждая вторая машина, которую вы встретите на улице, - такси.
- У нас самая простая подержаная BMW стоит от двухсот тысяч долларов, - рассказывает таксист. - Я в жизни не куплю собственный автомобиль, мне такая роскошь просто ни к чему.
Государство организовало многотысячные сборы за разрешение на право владения транспортным средством (его ещё нужно выиграть на аукционе), за лицензию на вождение, за постановку на учёт (ограниченный законом срок эксплуатации автомобиля - пять лет) и, само собой, платные дороги, - всё ради того, чтобы на острове было меньше выхлопных газов и ДТП, а пробок - не было вовсе.
За 40 минут на машине можно пересечь всю страну, и стоимость такой поездки на такси не превысит 15 долларов (сингапурский доллар чуть-чуть дешевле американского, курс обмена - 12-13 сингапурских к 10-ти американским). Все машины оборудованы счётчиками и приборами для оплаты банковской картой. Такси в Сингапуре - развитый бизнес с высокой конкуренцией, под жёстким правовым контролем. Поэтому цены низкие, чаевые не нужны, а обманывать пассажиров нет ни возможности, ни смысла.
Что касается общественного транспорта, в городе отлично налажено сообщение при помощи автобусов и метро.
Архитектура эклектична. Трёхэтажные домишки в азиатском стиле перемежаются с колониальными постройками, современными отелями, торговыми центрами и натуральными небоскрёбами.
Низенькие здания, собранные в длинные ряды, - это торговые дома, встречающиеся во многих азиатских странах. Они оставались традиционными постройками для Сингапура, пока не пришёл век многоэтажного строительства. Магазины, частные конторы размещались на первом этаже, жилые помещения - сверху. В 1822 году было установлено, что все торговые дома должны иметь одинаковый навес с фронтальной стороны, под которым следует расчистить свободный проход шириной пять футов - для пешеходов. Так и вышло, что узенькие тротуары в городе оказались под сводами зданий, где пешеходы надёжно защищены от зноя и дождя. Идея живёт до сих пор.
Вдоль набережной реки Сингапур - несколько кварталов старой колониальной застройки. Здесь же находится один из самых знаменитых отелей города - Raffles Hotel, в котором останавливались Киплинг, Моэм, Чаплин и ещё туча известного люда... Их номера (с мебелью, которой они якобы пользовались) можно снять и сегодня - за бешеные деньги.
Для человека, который всего несколько раз посетил остров и пробыл здесь считаные недели, сэр Стэмфорд Раффлз, основатель лондонского зоопарка и губернатор острова Ява, оставил несказанно глубокий след в истории города. Всё вокруг - улицы, переулки, бульвары, торговые центры, государственные учреждения, частные конторы - носит его имя. И не без причины.
Когда в конце 18-го - начале 19-го веков Британская империя взялась искать себе опорный пункт в Юго-Восточной Азии, территория Сингапура находилась под управлением малайского султаната Джохор. Сэр Раффлз, будучи представителем Ост-Индской компании, провёл переговоры с султаном и получил от него разрешение на обустройство в Сингапуре британской торговой зоны. При этом здесь была объявлена свободная иммиграция, и молодой, строящийся Сингапур стал многонациональным, пёстрым, атмосферным городом, каким он остаётся и сегодня.
Раффлзу сингапурцы обязаны центральными улицами, которые до сих пор следуют его оригинальному плану, ему же - тротуарами под навесами, системами вентиляции домов и сбора воды. Этнические кварталы - Маленькая Индия и Китай-город, популярные среди туристов, - тоже закладывал он. Благодаря сэру Раффлзу в Сингапур, ставший с 1867 года британской колонией, не пришло рабство: он был противником рабовладельческого строя и заблаговременно упразднил эти порядки на подведомственных ему территориях в Юго-Восточной Азии. Ввиду этих заслуг, как пишут, после его смерти британский священник отказался ставить на место захоронения надгробный камень, и Раффлз восемь лет пролежал в безымянной могиле.
Судьба этого человека вообще была трагичной: четверо из пятерых детей умерли от болезней, огромная коллекция Раффлза-натуралиста и его научные труды по биологии сгорели на корабле, Ост-Индская компания лишила его пенсии, а все персональные сбережения сгорели в период банковского кризиса. Но двести лет спустя сэра Стэмфорда Раффлза чтут как отца-основателя современного Сингапура, и даже феноменальные успехи сингапурского правительства второй половины XX века не затмили его славы.
Итак, в ряду главных туристических целей - районы Сингапура, выделяемые по национальному признаку. Питая некоторую слабость к индийцам, я в первую очередь подался в Little India. Это - пара десятков маленьких улочек, уставленных невысокими строениями разной степени сохранности, с характерным декором и вывесками на тамильском языке.
Я не бывал в Индии, но понимаю, что у сингапурской Маленькой Индии - мало общего с прототипом. Холера тут никому не угрожает, измождённые и облепленные мухами коровы по улицам не ходят. Зато практически нет тротуаров - люди и машины двигаются вперемешку. Много лавочек с продуктами, индийскими специями или украшениями, ну и, конечно, этнических индийцев. Всё ожидаемо и ярко.
Встречаются колоритные барышни.
Туристов - тоже много. Главным образом - приезжие из соседних азиатских стран. Впрочем, можно услышать и немецкую речь, и французскую с итальянской, и - значительно реже, чем в Европе, всего пару раз на дню - русскую.
Другой крупный район с этническим бекграундом - сингапурский Китай-город. Некоторые улицы здесь названы по-китайски, и если на руках англоязычная карта местности - придётся включать смекалку.
Сингапур - многоконфессиональное государство. Изрядная часть населения исповедует буддизм. Есть конфуциане, даосы, мусульмане (главным образом малайцы), христиане, представители смешанных традиционных верований. Уважают фэн-шуй: говорят, в Сингапуре всё организовано в полном соответствии с этой практикой.
В сингапурском Китай-городе можно встретить и буддийский храм, и мечеть (на одноимённой Мечетной улице).
Убранство буддийского храма прекрасно, а фотографировать статую Будды запрещено. (Всё равно, конечно, фотографируют. Но у меня Будда не получился - в фокус не попал.)
Почему католическая церковь обнесена колючей проволокой, я не понял. Возможно, таким способом её защищают от стройки, которая ведётся неподалёку. А строят в Сингапуре повсюду: и ввысь, и вглубь. Город очень яркий, даже строительные краны - разноцветные.
Казалось бы, остров размером 23 на 42 км (и то - в крайних точках) - не резиновый. Но с 1965 года его площадь увеличилась на 100 кв. километров, ещё на столько же её планируют расширить в обозримом будущем. И вовсе не благодаря каким-нибудь завоеваниям и территориальным спорам: здесь действует государственная программа по намыву территории (первые опыты успешно осуществлялись ещё во времена Раффлза). Сингапурцы научились в буквальном смысле "переносить" небольшие острова с места на место, объединяя их друг с другом.
Небоскрёбов в городе не так много, как это представляется по традиционным видовым снимкам.
Самые высокие - в деловой части, то есть в центральном районе. Правда, из любой новой точки комплекс этих зданий и каждое по отдельности выглядят по-новому.
Ну а чтобы хоть одним глазком глянуть на жизнь рядовых сингапурцев, которые не торгуют на фондовой бирже, а занимаются тяжёлым физическим трудом в порту или на стройке (и таких - большинство), бывалые путешественники советуют заглянуть в спальные районы. Застройка тут немногим более разнообразна, чем в Москве. Всё те же коробки, хоть и повеселее, и почище. Дедушки во дворах играют в шахматы... А ещё говорят, что это единственные на планете спальные районы, где во дворах стоят автоматы с прохладительными напитками - и не просто стоят, а наполнены и круглые сутки исправно работают.
Для сингапурцев весьма типично проживание с родителями даже в возрасте 30-ти лет. Во многом из-за того, что молодёжь лишена возможности обзавестись собственным жильём до женитьбы/замужества. Одинокие люди не имеют права подавать заявку на аренду или покупку квартиры, до тех пор пока им не исполнилось 35 лет. Но даже после этого они могут ходатайствовать о жилье только в паре с другим одиноким человеком.
По музеям пройдёмся в следующий раз.
Представление о Сингапуре как о самом чистом городе планеты, конечно, не лишено оснований. Смертная казнь за ввоз жевательной резинки не применяется, но жевать её по-прежнему запрещено, а приобрести можно только по рецепту в аптеке. Курение во всех общественных местах (кроме оборудованных специальными урнами) запрещено.
Это - не реклама стрип-шоу, а вывеска на стене полицейского участка. На сайте, который тут рекламируется, можно подробнее узнать о работе сингапурской полиции и вступить в её ряды.
Административные взыскания за правонарушения в Сингапуре высокие.
Штрафы с тремя нулями за переход улицы в неположенном месте, за брошенную на тротуар бумажку, за употребление напитков или продуктов в общественном транспорте, - тоже реальность.
Но - будем честными до конца. За последние пять лет туристический трафик в Сингапуре увеличился кратно. Я не слыхал о таком уголке планеты, где удавалось бы поддерживать абсолютную чистоту, обслуживая миллионные туристические потоки. Сингапур - не исключение. Предоставив послабления туристам, местные жители вольно или невольно расслабились сами. Мусор на улицах Маленькой Индии валяется всегда. Проезжую часть местные переходят так же смело, как и жители российской столицы (кстати, движение в Сингапуре левостороннее). А на остановках общественного транспорта в центре города я встречал курящих.
В историческом центре Москвы, где хорошо метут, на самом деле так же чисто. Существенная разница - лишь в том, что сингапурцы стараются донести мусор до урны без помощи дворников и не плюют под ноги - себе и окружающим.
На фото - канава у обочины Хейвлок-роуд, район набережной реки Сингапур в центре города. Хотя Сингапур и считается экологическим раем, сортировкой мусора тут мало увлечены. Пакеты - только полиэтиленовые. Обычный клерк или работник сферы обслуживания, затариваясь к ужину, старается унести из магазина столько пластиковых упаковок, на сколько у него хватит рук.
Из канавы мы переносимся в отель Marina Bay Sands, открытый два года тому назад в устье реки Сингапур на морском побережье. Порядок инвестиций в проект заметнее на ночных снимках.
В отеле, изображающем гигантский корабль, три башни. Я проживал в башне №3, на снимках - первая слева, под носом корабля.
Помимо 2,5 тыс. номеров, очередь в которые расписана на месяцы вперёд, в комплексе Marina Bay Sands функционирует торговый центр площадью 93 тыс. кв. м (жители и гости города приходят сюда по вечерам заниматься "ритейл-терапией"); 250 конференц-залов и выставочных центров общей площадью 120 тыс. "квадратов" на 45 тыс. человек; музей, два театра, рестораны и клубы; а также первое в Сингапуре и самое дорогое, крупнейшее в мире казино (стоимостью 8 миллиардов долларов; 500 игровых столов и 1600 автоматов; его открытие было инициативой действующего премьер-министра и вызвало жаркие споры в обществе).
На 57-м этаже отеля расположен ближайший к центру Сингапура пляж - Sky Park ("нормальные" пляжи - на островах по окраинам государства). Это самый длинный в мире (146 метров) надземный бассейн, усаженный пальмами.
Вход в воду - только для постояльцев гостиницы. Собственно, как раз поэтому в отель частенько заселяются сингапурцы. По большим праздникам, целыми семьями - чтобы поплавать и сфотографироваться в самом необычном открытом бассейне, вода из которого буквально выплёскивается через край.
Подходящее место для созерцательного отступления. Сингапур формально считается парламентской республикой. Пост президента - представительская должность, основная нагрузка ложится на премьер-министра. Схема распределения мест в парламенте такова, что, даже получив две трети голосов на выборах, победившая партия может занять практически все кресла, за исключением нескольких. Так, на последних выборах 2011 года лидер голосования (60% голосов) получил 81 место из 87-ми. Ну, система, прямо скажем, не уникальная.
С момента обретения независимости в 1965 году у власти находится всего лишь третий премьер-министр, и тот - сын первого. Партия "Народное действие", которую он представляет, приложила все усилия, для того чтобы Сингапур стал однопартийным государством. Формально пара оппозиционных партий может иметь нескольких представителей в парламенте. Но, как отмечают в своих публикациях западные журналисты, правящий блок использует для подавления оппозиции судебную систему и практикует доведение неугодных политиков до полной экономической несостоятельности, предъявляя им судебные иски по странным, порой фантастическим поводам. А банкроты в этой стране не имеют юридической возможности заниматься политикой.
Во главу угла правящая партия поставила конфуцианские ценности. Для сингапурцев это означало примерно следующее: "Работа до седьмого пота не только улучшает карму, но и выводит шлаки из организма". Тяжёлый труд, дисциплина, культ семьи и отказ от ряда личных свобод во имя всеобщего благоденствия. Жёсткие законы в обеспечение этой программы, установленные всего лишь несколько десятилетий назад, помогли добиться результата. В стране, где бессменно правит единственная партия и осуществляется жёсткая цензура в СМИ (крупные издания теряли лицензии за публикацию интервью с оппозиционерами), случилось экономическое чудо. Результатам дивится весь мир, а правящие силы поясняют, что иным путём добиться этого было бы невозможно. Впрочем, говорят представители "Народного действия", явной потребности в оппозиции у страны нет: если кому-то неймётся поучаствовать в политической жизни, правящая партия выслушает его предложения и постарается учесть в своей политике.
Политикой, тем временем, довольны не все. В 2006-м "Народное действие" получило 66% голосов, в 2011-м - 60%. То, что в государстве с населением в несколько миллионов треть граждан голосует против генеральной линии, - сигнал серьёзный. Однако, когда в 2006 году на улицах Сингапура собирались многотысячные митинги протеста, национальные СМИ не проронили об этом ни слова.
Организовав сказочные условия для привлечения в страну международного бизнеса, правительство фактически отправило в нокаут коренное население. В принципе, представитель любой нации может взобраться вверх по карьерной лестнице в Сингапуре. Но международные корпорации и зарубежные инвесторы, как правило, приходят сюда со своей командой. Формально в стране преследуется расовая дискриминация. В то же время газетам запрещено выступать с какой бы то ни было критикой в адрес Пекина, и преобладающая китайская этногруппа чувствует себя вольготнее прочих. В объявлениях о найме на работу, конечно, не напишут прямым текстом, что предпочитают китайцев. Зато в требованиях к сотруднику укажут знание китайского языка... В результате, с одной стороны, растёт пропасть между управленцами-миллионерами и рядовыми сингапурцами, а с другой, - социальное расслоение между национальным большинством и меньшинствами.
Этнические группы живут мирно - стычки на национальной почве исключены, - но всё-таки диаспоры довольно обособлены. Скептики говорят: мирно, потому что благополучно. С наступлением трудных времён, как уже не раз бывало в прошлом, национальный вопрос первым всплывает на поверхность.
Встретить на улице китайцев в одной компании с индийцами или малайцами маловероятно. Где они действительно могут пересекаться - так это на работе, особенно если речь идёт о бизнесе, административной или офисной службе.
Несмотря на строгость законов и то, что основные деньги делаются в финансовом секторе (а на бирже легче заработать, если знаешь, в котором часу она открывается и закрывается), пунктуальность свойственна далеко не всем сингапурцам. Если вы приезжаете по делу и договорились, что вас встретят в аэропорту, будьте готовы к тому, что вас не встретят. Здесь никто никуда не торопится. Обеденные перерывы, удлиннённые вдвое или втрое, - обычное дело. Если вы хотите, чтобы вас поселили именно в тот номер, который вы забронировали, - постарайтесь обратиться на стойке регистрации не к китайцу или малайцу, а к индийцу. То же самое - когда вам нужно уточнить дорогу к нужной достопримечательности. Результаты будут надёжнее, и вы можете рассчитывать, что в ваше положение действительно войдут, если обратитесь к представителю национального меньшиства. Китайские кассиры не всегда ответят на приветствие в магазине, а вот индийцы будут радостно кричать "Хеллоу, сёр!" - через всю стройку, на которой работают... Ничего антикитайского - просто личный опыт. В американском путеводителе обо всём этом я прочёл уже на обратном пути.
Солнце в Сингапуре садится после семи вечера.
Ночной город стоит того, чтобы прогуляться по нему ещё раз.
Центр Сингапура напичкан всякими регулярно сменяемыми диковинами, инсталляциями и развлечениями, которые становятся заметны только в темноте.
Шезлонги на набережной светятся под весом сидящего человека.
Жёсткие аттракционы - для тех, кому не хватает адреналина, - расставлены вдоль туристических маршрутов.
Можно вновь размять шею, фотографируя высокие домики.
Можно дойти до набережной Кларк Ки (Clarke Quay) и окунуться в атмосферу ночной жизни - с гремящей музыкой, клубной иллюминацией, танцами и ресторанами. Wine, dine, good time. - Ну, для тех, кому такое по вкусу.
В районе Кларк Ки также есть занятные памятники, но их лучше фотографировать днём.
Под памятником птице написано: "Птица традиционно ассоциируется с миром и безмятежностью. Эта трёхмерная фигура за авторством Фернандо Ботеро также символизирует радость жизни и силу оптимизма. Мы верим, что до тех пор, пока среди людей царят мир и оптимизм, Сингапур будет всё так же расти и процветать..."
Ну и любимое развлечение сингапурцев - световые шоу в фонтанах. Распыляют в воздух тонкий экран из водяных брызг и проецируют на него разные сюжеты, под музыку. Такая голография на воде.
История Сингапура сравнительно коротка, проста в изучении, но вместе с тем - чрезвычайно сюжетна. Рассказ о периоде японской оккупации и Второй мировой войны, о проблемах, с которыми здесь столкнулись в середине прошлого века, о ставновлении независимого государства, обо всех инициативах правящей партии в новейшей истории города, о борьбе с оппозицией и политических казусах - займёт примерно столько же места и времени, сколько я уже потратил. (А ещё в городе проводится первый в мире ночной этап "Формулы-1" и есть настоящие тропические леса с макаками...)
- Ну что вы, какой там Сингапур?! - отмахнулся таксист, провожавший меня в аэропорт. - Сингапур - это тьфу! У нас всего один аэропорт, всего один морской порт - и больше ни-че-го. Вы хоть раз читали про Сингапур в газетах!?? А мы про вас - читаем каждый день! Россия - вот это великая страна! Огромная страна, много-много аэропортов...
Я попытался было вступить в полемику... Но таксист остался при своём мнении.