Больше прикольных тачек! Этот призыв звучит, наверняка, в голове каждого здравомыслящего драйвовчанина, еще не окончательно погрязшего в заменившем удалую молодость семейном быте. Конечно, очень круто, когда в багажник вашего экономически выгодного автомобиля влезает пара детских колясок, шесть упаковок памперсов и два ящика рассады. Ведь едете вы теперь не на шашлыки, не на покатушки на каяках с друзьями, а в торговый центр или на дачу. На заднем сиденье вольготно занимает место командир экипажа - любимая теща. Ну, трогай, зятек, только не так, как в прошлый раз!
Конечно, все описанное является крайностью и в некоторых смыслах утопией (если вы такой везунчик, стоит испытать удачу в «Спортлото», а вдруг джекпот выпадет), но невозможно отрицать, что автомобили, которые мы выбираем для повседневной семейной реальности, скучны до безобразия. Мой Rapid имеет прекрасную отделку передней панели, просторный салон и багажник, в который можно запихнуть слона (как в бородатом анекдоте про холодильник). Соотношение цены и качества зашкаливает. Но за два с половиной года обладания этим автомобилем я не посвятил ему ни единой фотосессии. Он не снился мне по ночам. В нем я превращаюсь в того, кем в молодости не был готов становиться - серьезного отца семейства. С этой точки зрения, моя вторая машина, Santa Fe, гораздо харизматичнее -там хоть можно сначала насладиться ревом V6, а потом утопить автомобиль в болоте, чтобы провести незабываемые часы в поисках трактора.
Окей, скажете вы, если душа просит чего-то более эмоционального, нужно или искать отдушину в других увлечениях, или разориться на какой-нибудь яркий автомобиль с бьющей через край индивидуальностью. Но за нее нужно платить, и немало. Если ваш основной автомобиль - унылый современный кроссовер, в котором прилагательное «блестящий» описывает только хром на передке, то, скорее всего, в качестве второго автомобиля вы не сможете позволить себе Mercedes CLA AMG или Jeep Wrangler. Остается только смотреть на вторичный рынок - и молиться своему Богу (или Богам, если их несколько), чтобы первый же визит в сервис не принес дурные вести о состоянии вашего бюджета на неопределенный период времени, предшествующий избавлению от эмоциональной во всех смыслах покупки.
Другая, но очень похожая ловушка ждет вас при выборе нового автомобиля - например, компактного кроссовера. Этот класс автомобилей изначально должен был стать ответом на чаяния покупателей о получении большего за меньшие деньги. Но на практике у «приподнятых» маркетологов все получилось наоборот. Если вы сталкивались с таким выбором, то вы меня поймете. Основная политика производителей состоит в том, чтобы донести до потребителя «мессадж» - за меньшие деньги не стоит мечтать о большем!
Хотите яркую машинку за миллион с копейками - приготовьтесь к тому, что она будет делать сотню чуть медленнее, чем мучимый артритом пожилой любитель скандинавской ходьбы. Хотите все и сразу? Проходите мимо, ребятки, вы просто не можете себе этого позволить. А на тест-драйв мы пригласим вас, когда покажете перевязанную оранжевой резинкой «котлету»…
Но может быть, все не так печально? Задуматься об этом меня побудил новичок российского рынка - субкомпактный кроссовер Kia Soul GT, выступающий конкурентом таким автомобилям класса B-SUV, как Renault Kaptur и Hyundai Creta.
Появившись в 2009 году, созданный на платформе HKMC PB (Hyundai Accent, i20, Veloster; Kia Pride, Rio, Venga) первый Soul ошеломляющей нелепостью своего облика вмиг создал себе армию фанатов по всему миру. Истосковавшиеся по необычным машинкам российские потребители тоже приняли Soul на ура. За цену обычного печального хетчбека, вы получали действительно прикольный и снаружи, и изнутри автомобиль с высокой посадкой и просторным салоном.
Второе поколение, представленное во Франкфурте в 2013 году, стало развитием идеи - внешний вид стал более радикальным, появились контрастные двухцветные цветовые схемы. Благодаря применению модульной платформы HD (объединяющей Hyundai Avante, Elantra, i30, ix35, Tucson; Kia Forte, Cerato, cee’d, K3, Sportage) автомобиль стал крупнее. А еще - красивее, качественнее в мелочах и дороже.
В 2017 году свет увидела рестайлинговая модификация Soul. Новые фары, бампера, колесные диски, пять дополнительных вариантов раскраски в плюс к десяти уже имеющимся, расширенный список электронных помощников и улучшенная мультимедийка. Но главное, в ходе рестайлинга у Soul появилась «заряженная» версия GT с 204-сильным турбомотором, разменивающая сотку всего за 7.8 с!
Глядя на дизайн Soul GT, сразу понимаешь, какие субстанции изменили сознание на его создателей, в числе которых - легендарный дизайнер и президент Hyundai-Kia Петер Шрайер, также известный как создатель первого Audi TT. Двухцветная окраска напоминает Mini, дизайн кузова - «квадратные» японские автомобили типа Toyota BB сотоварищи. Вместе с тем тут нет никаких прямых заимствований - Soul GT самобытен и гармоничен.
Внимание к мелочам приятно удивляет - насколько тщательно прорисованы все линии, окантовки и стыки панелей кузова. А как вам двухцветная окантовка по низу порогов? Добавляют гармонии 18-ти дюймовые колесные диски (резина 235/45 R18) и сдвоенные патрубки выпускной системы. Сквозь яркий холодный свет прищуренных светодиодных ходовых огней и противотуманок не сразу замечаешь, что головной свет не светодиодный и не ксеноновый (как на комплектации Premium у обычного Soul) - в фарах стоит линзованные галогенки.
Интерьер убивает наповал того, кто только что вылез из «Дастера» - ничего подобного у конкурентов нет, ни по качеству исполнения, ни по дизайну.
Стандартная «нейтральная», развернутая ко всему салону мягкая передняя панель оживляется большим восьмидюймовым экраном мультимедийной системы, а также припухлостями акустическими подиумов с интегрированными в них воздуховодами. Эргономика выверена до мелочей, чего раньше корейским автомобилям не хватало.
Качество материалов и того, как нажимаются клавиши и вращаются регуляторы, тут выше, чем на многих гораздо более дорогих европейцах (об одноклассниках и говорить не стоит). А чего стоит только «скрытая» клавиша открытия бардачка…
Адреналина салону добавляет внедрение оранжевого цвета - в подсветку кнопок, в прострочку на руле, сиденьях и даже козырьке приборной панели. Оранжевым вспыхивают в такт музыке светящиеся кольца вокруг динамиков JBL в передних дверях.
Передние кресла с полным набором электроприводов (у водителя есть и поясничный подпор), регулировка руля по наклону и вылету дают возможно усесться с удобством, если не считать упирающийся в затылок подголовник. Особых неудобств это не приносит, а с точки безопасности наверняка плюс.
Приборная панель хороша - между двумя яркими и простыми аналоговыми шкалами с цифровыми индикаторами температуры и уровня топлива разместился немаленький экран бортового компьютера с емким многоэкранным меню.
Помимо привычных парктроников сзади, есть система обнаружения автомобилей в слепых зонах, предупреждающая об опасности при помощи зуммера.
Усеченный снизу руль усеян подсвеченными кнопками, словно штурвал гоночного автомобиля класса DTM. Самая интересная из всех кнопок - с подписью Drive Mode.
При ее помощи можно менять характер автомобиля, выбирая обычный, нормальный или экономичный режим движения. При выборе спортивного режима, на экране БК появляется цифровой индикатор крутящего момента, скорости и давления наддува. Выглядит красиво, но масштаб слегка мелковат.
С точки зрения опций комфорта, Soul GT может похвастать бесключевым доступом (только на передних дверях), подогревом всех сидений (у задних - только подушки, зато в две ступени), обогревом руля, форсунок стеклоомывателя, а также тремя USB-портами - два спереди, один сзади. Мультимедийная система работает очень шустро, локализация приличная. Есть совместимость с Android Auto и Apple Car Play. Камера заднего вида демонстрирует картинку среднего качества и имеет статическую разметку, что не очень удобно.
Навигатор с детальными «навтековскими» картами показывает здания в 3D, а также умеет подгружать пробки через Wi-Fi соединение с вашим смартфоном. Есть предупреждение о камерах контроля скорости.
Важное достоинство тестового Soul GT - музыка тут играет так, как не играет ни в одном автомобиле за похожие деньги. Система с сабвуфером и внешним усилителем реально «качает», особенно когда речь идет об электронной музыке. Басы такие, что даже на половинной мощности начинает вибрировать кресло под водителем. Точно такая же система стоит на обычном Soul в комплектации Premium, и в российских комплектациях для GT она не доступна (тестовая машина была взята не из пресс-парка, поэтому у нее более богатая комплектация). А жаль, ведь это важный козырь…
Ложка дегтя - при перезапуске автомобиля система включает радио, даже если перед выключением было активировано воспроизведение по Bluetooth. Требуется вручную переключить источник клавишей на руле.
На потолке, к сожалению, нет доступной для других версий Soul панорамной крыши. Зато есть кнопка системы ЭРА-Глонасс. Откидываю солнцезащитный козырек - и удивляюсь. Лампочка там есть, но включается она не открытием шторки зеркала, а нажатием отдельной кнопки. Такой схемы я не встречал на других авто.
Сам за собой сажусь с комфортом, можно даже закинуть ногу за ногу - спасибо вертикальной посадке. Хотя в десятках обзоров Soul вы можете прочитать о том, что он построен на одной платформе с c'eed, есть существенные отличия. Soul на 17 сантиметров короче cee’d. Речь в основном идет о свесах, но и колесная база Soul на восемь сантиметров меньше. При этом Soul шире, чем cee’d (как по кузову, так и по колее).
Сидеть сзади можно и втроем, но вдвоем, положив руку на откидной подлокотник - гораздо удобнее. Вместительные подстаканники есть во всех дверях.
Спинка сиденья не имеет регулировки по углу наклона, но нареканий это не вызывает. Примечательно, что стекла высоких задних дверей опускаются полностью - сегодня это большая редкость. Спинку сиденья можно сложить по частям, но ровного пола все равно не получается - есть ступенька.
Объем багажника - 343 л, что на один городской рюкзак (44 литра) меньше, чем у Renault Kaptur. Шторка - не телескопическая, а жесткая, но с гибким шарниром посередине. Дополнительный объем есть под поликом -в поддоне расположено три вместительных ящика, каждый из которых легко вмещает канистру с незамерзайкой. Под поддоном расположена докатка и инструменты. На левой стенке багажника есть съемный аккумуляторный фонарик.
И вот мы переходим к самому интересному - езде. Под снабженным двумя гидроупорами капотом переднеприводного Soul GT -бензиновый двигатель Gamma 1.6 Turbo GDi. Максимальный момент в 265 Нм он развивает уже на 1750 об/мин. Полка момента продолжается примерно до 5200 об/мин (мощность в этот момент - примерно 170 л.с.). Максимальная мощность в 204 л.с. достигается чуть позже - на 6000 об/мин (момент тут снижается до ~250 Нм).
Другими словами, характеристики на бумаге выглядят просто отлично. Удалось достичь этого целым рядом технических решений - из числа тех, за которые современные моторы критикуют гаражные блогеры. Максимальное использование легких сплавов, коленвал со смещенной осью, прямой впрыск топлива, турбина, выполненная воедино с выпускном коллектором в цельнолитом корпусе из аустенитной нержавеющей стали. Благодаря разделительной стенке между выпускными каналами четных и нечетных цилиндров достигается более быстрый отклик и повышение момента на низах за счет снижения взаимного воздействия цилиндров.
Двигатель агрегатирован с роботизированной преселективной 7-ми ступенчатой КПП под названием DCT (Double Clutch Transmission). Принципиальная схема агрегата несильно отличается от других роботов с двумя сухими сцеплениями. Одно сцепление подключает четные передачи, другое нечетные. Однако в отличие от коробок DSG, в Hyundai предусмотрели возможность несложной смены трансмиссионного масла (хотя по регламенту коробка считается необслуживаемой, в инструкции для дилеров написано, что масло все же рекомендуется заменять после 120 000 км при эксплуатации в тяжелых условиях). Конструкция разработана Hyundai, но часть узлов производит компания Valeo - а именно, диски и корзины сцеплений, актуаторы сцеплений. А вот самая сложная часть КПП - актуаторы выбора передач - запатентована Hyundai Mobis и производится концерном самостоятельно.
Включаю спорт-режим клавишей на руле, отключаю систему стабилизации (на Soul GT в отличие от большинства современных автомобилей ее можно отключить полностью), газ в пол. После секундной заминки на старте, автомобиль срывается с места. Робот быстро, но без рывков перебирает передачи, выкручивая мотор крепко за 6000 оборотов. Ускорение бодрит. Первый же замер приложением на смарфоне показывает 8 секунд до сотни, что лишь на две десятых хуже паспортных данных. Но самое важное, двигатель действительно тянет в широком диапазоне оборотов, что позволяет точно дозировать тягу и избегать ненужных пробуксовок.
Вдобавок к этому, Soul GT неплохо управляется и позволяет проходить повороты и их связки на хорошей скорости. Несмотря на то, что в отличие от cee’d с его многорычажной задней подвеской, тут стоит торсионная балка, ее характеристик вполне хватает для динамичной езды. Небольшое контрсмещение перед входом, рывок руля - и вот уже автомобиль влетает в поворот с легким сносом всех четырех колес, слегка «доворачивая» задней осью.
Рулевое управление отстает по характеристикам от шасси - обратной связи откровенно не хватает, руль на скорости слишком пустой и легкий. Впрочем, для поколения, выросшего на компьютерных симуляторах это не является проблемой. В отличие от низкопрофильных колес, «благодаря» которым есть уводы на неровной дороге как при разгоне (torque steer), так и при высокоскоростном прямолинейном движении по продавленных в асфальте колеям.
Еще один недостаток - уровень кренов, который значительно выше, чем ожидаешь от автомобиля с красивой литерой GT на крышке багажника.
Впрочем, в реальных условиях гораздо важнее комфорт, который дает такая подвеска - автомобиль получился не тряским, но упругим, даже крупные неровности отрабатываются без существенных ударов в подвеске. Но тем, кто привык проезжать лежачие полицейские не тормозя, лучше научиться приему под названием «загрузка-разгрузка». Для этого помогает ручной режим. В нем передачи переключаются автоматически, по достижении примерно 6700 об/мин.
Тормоза - достаточно мощные и не склонные к перегреву при активной городской езде, но настроены по-азиатски. Это означает, что вся мощь тормозной системы доступна только при сильном нажатии на педаль. Европейские автомобили настраивают иначе - мощное замедление наступает уже при легком касании педали. Для быстрой езды такая настройка модуляции - предпочтительнее, так как позволяет тратить меньше времени на торможение и лучше рассчитывать усилие.
Хотя Soul GT и считается кроссовером, следует понимать, что это чисто асфальтовый автомобиль. Об этом говорит и отсутствие полноприводных версий, и низкий обвес, и дорожный просвет в 143 мм.
Расход топлива при динамичной городской езде составил 9.5 л/100 км. В экстремальном режиме «тапка в пол, и проверяем отсечку» удалось достичь показателей в 16.7 л/100 км. Судя по всему, даже при очень активной езде в реальной жизни расход не будет превышать 12-13 литров на сотню. Двигатель допускает работу на 92-м бензине.
Неделя с Kia Soul GT пролетела незаметно. Поначалу я немного расстраивался, что корейцы так и не сделали из «башмачка» полноценный спорткар. Несмотря на приличную динамику и яркий внешний вид, Soul GT - это обычный повседневный автомобиль, идеально настроенный под городскую среду. Но уже через пару дней я поймал себя на том, что Soul мне нравится все больше и больше. Это честная, очень цельная и гармоничная машинка, обладающая несомненной индивидуальностью - свойством, за которое на нынешнем авторынке обычно просят гораздо больше, чем 1.37 миллиона рублей.