Иногда смотришь на брошенные авто, и так грустно становится... Но тут - другой случай. Почему этот металлолом особенный?
На заднем дворе компании OSC, делающей уникальные электромобили, стоят под дождями, ветрами и палящим солнцем десятки советских (и не только) автомобилей, многим из которых уже никогда не суждено выехать на дорогу иным способом, кроме как в большом мусорном контейнере. Так в чем же тут позитив?
Кто-то назвал бы эти автомобили уникальными раритетами, памятью о марке РАФ. Но для Андриса Дамбиса, крупнейшего в мире коллекционера автомобилей этой советской марки, это словно глина для гончара, мрамор для скульптора.
Используя детали этих и других автомобилей, Дамбис за свою жизнь восстановил уже около 20 "рафиков", которые теперь выставляются в Елгаве, на месте бывшего автозавода. Часть восстановленных автомобилей используется им для повседневных нужд и даже испытаний новейших "электрических" разработок. Для Дамбиса восстановление "рафиков" - это способ показать молодому поколению латышей, что их страна когда-то производила неплохие серийные автомобили.
Некоторые автомобили продаются всем желающим. Хотя взвалить на себя тяжкое бремя реставрации хочется немногим.
В последнее время Андрис несколько охладел к реставрации авто, для него сейчас на первом месте проекты самых быстрых в мире электромобилей. Так что частями от этих ржавых "рафиков" Андрис охотно делится с людьми, восстанавливающими автомобили RAF во всем мире - больше всего таких людей, понятно, в России. На одном из форумов я читал трогательную историю человека, которому Андрис прислал полный набор оригинальных шильдиков. Нетрудно догадаться, откуда они были взяты.
На площадке собраны практически все модели RAF - разных годов выпуска, различных модификаций. Рижская Автомобильная Фабрика существовала без малого полвека, с 1949 года, до разорения в 1998 году, успев выпустить сотни тысяч фургончиков и микроавтобусов, которые ездили по всему СССР.
Пожалуй, самый стильный "Рафик" - это семейство РАФ-977 (1958-1976). Эти микроавтобусы были построены на легковом шасси ГАЗ-21 «Волга».
Версии с тремя окнами - после модернизации 1968 года. Пять окон - первоначальная версия
В шестидесятых годах развозные фургоны на базе РАФ-977 стали делать в Армении, под именем ЕрАЗ-762. Эти автомобили отличало сильно ухудшившееся качество сборки.
"Время сточило ударный механизм" (с) Брат-2
Внутри некоторых автомобилей проросла листва.
Автомобили семейства РАФ-2203 "Латвия", которые начали делать во второй половине семидесятых, были построены на агрегатах "Волги" ГАЗ-24. До появления в середине 90-х годов "Газелей", эти автомобили использовались в России очень широко. Еще бы, ведь почти 20 лет каждый год выпускалось 15 000 таких "рафиков"!
Справа виднеется редкий РАФ-3311 - грузовик с бортовой платформой, рассчитанной на тонну груза.
Помимо "рафиков", на свалке есть и другие раритеты.
Например, где-то тут притаился ГАЗ-24.
Непонятный ВАЗ-купе (задняя дверь заварена). Судя по всему, это заготовка, которая никогда так и не стала раллийным автомобилем.
Этот Pontiac Firebird Trans Am года эдак 1976-ого ожидает реставрации.
В густой листве прячутся несколько ГАЗ-51.
Слева - редкий автобус "Кубань Г1А1" на базе ГАЗ 52-04. Производитель - "Краснодарский механический завод нестандартного оборудования". Эти автомобили выпускались в качестве спецавтомобилей для учреждений культуры.
За ним виднеется автобус ПАЗ-672
Автобус РАФ-975
Еще парочка экземпляров
КАвЗ-685М на шасси ГАЗ-53-12-1040.
Вот такое место - с одной стороны, печальное, с другой стороны - позитивное, ведь благодаря этим автомобилям десятки раритетных "рафиков" Андриса Дамбиса и других реставраторов обрели новую жизнь, и превратились в отлитую в металле память для потомков.