Спрятанный посреди бескрайних болот, Рдейский монастырь - одно из самых загадочных мест Новгородской области. Попасть сюда на колесной технике большую часть года практически невозможно, но нам все же удалось сделать это.
Посреди самого большого в Европе болота - Рдейского - есть огромное озеро. Формой своей оно похоже на неправильную восьмерку (знак бесконечности?). Перешеек образует два полуострова, на одном из которых и находится Рдейский монастырь, своим масштабом поражающий даже на спутниковых снимках.
Попасть сюда непросто. До ближайшей дороги - 12 километров болотной топи, большую часть времени преодолимой лишь на гусеничном вездеходе или болотоходе. Еще один вариант - идти пешком. Одна надежда - на суровый мороз, сковавший топь ледяными оковами.
450 километров по Новой Риге от Москвы до Торопца - это пять часов. Ледяная трасса Торопец-Холм - чуть больше сотни километров, но этот участок занимает еще почти три часа.
Узкая заснеженная дорога, лед, ямы - все это вытрясает душу и вынуждает быть особенно осторожным.
По сторонам проплывают черными истлевшими островками брошенные избы. Единственная жизнь здесь - в оазисах живых еще деревень и на лесопилках, которые примечаешь по тут и там сваленным в груды бревнам.
Указатель, знаменующий о переезде из Тверской области в Новгородскую - еще один из немногих признаков цивилизации.
От Холма до Наволока, последней "асфальтовой" точки маршрута - всего два десятка километров. Нужно принять решение - стучаться ли в дверь к местному жителю Владимиру, владельцу гусеничного вездехода, или пытаться преодолеть маршрут самостоятельно.
Нам повезло дважды - вездеходчика дома не оказалось, а мороз оказался настолько крепок, что дорога до монастыря стала практически каменной. Доехать можно было хоть на легковушке! Только расположенные повсюду в хаотичном порядке колеи от ГТС-ки, развороченные и покрытые колотым льдом, намекали, насколько нам повезло с погодой.
А вот и он, тот самый Рдейский монастырь.
Песчаный, поросший высокими соснами полуостров, на котором находится монастырь - единственный твердый участок суши на километры вокруг.
Начиная с конца 17 века, на этом месте существовала скромная обитель, основанная монахами-отшельниками. В конце 19 века при финансовой поддержке купца А.Н. Мамонтова, бывшего попечителем приходской церкви в Наволоке, на месте старой каменной церкви начали строить гигантский 50-ти метровый каменный храм, который вмещал бы 750 человек.
Первый вопрос, возникающий в голове - зачем строить такой большой храм посреди болот? Но это сегодня население всего Холмского района составляет менее 5800 человек, а 1897 году, согласно переписи, в Холмском уезде было учтено 88 000 душ населения.
Постройка храма была закончена в 1902 году и обошлась во внушительные 350 000 рублей. В те годы существовал золотой стандарт, и каждый рубль содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774235 г в пересчёте на метрические меры. Таким образом, при средней цене покупки грамма золота в 2425,2 рублей, по нынешним временам строительство храма обошлось примерно в 657 186 153 рублей.
При строительстве использовались передовые инженерные решения, например, паровое отопление. Грандиозный иконостас был высечен в Венеции из мрамора, а пол был отделан польской кафельной плиткой.
Как доставляли стройматериалы? В старые времена к монастырю вела неплохая дорога. Использование дренажных каналов позволяло ездить по гати в любое время года.
Строительство было завершено в 1902 году. На территории монастыря были возведены полукаменные жилые корпуса, хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор. Со стороны суши храм защищала мощная каменная ограда. К сожалению, она не могла защитить от неумолимого колеса истории.
"Разрыв со святыми или, вернее, уничтожение святого может стать всеобщим. Близится не новая революция, а могучее, беспощадное, бесстыдное, безоглядное, надменное преступление. Разве ты его еще не слышишь в раскатах отдаленных громов, не видишь, как небо, тяжелое от предчувствий, молчит и хмурится?"
- Штирнер
Потом случилась революция. Развернутая советской властью компания антирелигиозная компания набирала обороты. Если 1914 году в Российской империи насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей, то к моменту заката СССР в стране оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей, все остальные сооружения были уничтожены, заброшены, переоборудованы под хозяйственные постройки.
"Мы отрицаем Бога, мы отрицаем ответственность Бога; только так мы освободим мир" - Ницше
Благодаря удаленному расположению, службы в Рдейском монастыре продолжались до конца 1937 года, пока не был арестован и расстрелян последний его настоятель.
"Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок.
...
Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать."- Ленин
После расстрела настоятеля, Рдейский монастырь был разграблен и заброшен. Во времена ВОВ, в нем прятались партизаны. Затем позиция была занята немецкими войсками, которые помимо прочего взорвали колокольню, но не тронули сам храм. Но уцелев в войну, храм оказался бессильным перед потомками своих прихожан.
«Вечная радость становления заключает в себе также и радость уничтожения» - Ницше
Непроходимые болота не стали препятствием для местных жителей, окончательно разграбивших храм и "украсивших" его своими "автографами".
«Возложим наше упование на вечный дух, разрушающий и уничтожающий, потому что он есть скрытый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть страсть творческая!» - Бакунин
Некоторые из них требовали применения альпинистского снаряжения - но ведь всецело вдохновленного идеей разрушения человека не могут остановить никакие трудности!
Мраморный иконостас был разбит.
Кафельная плитка с пола собора отлично подходила для бани, а листовое железо куполов - для кровли сараев.
Черные копатели на славу потрудились на монастырском кладбище.
"Наша цель - ужасное, полное, неумолимое и всеобщее разрушение!" - Бакунин
В тренде разрушения оказались и рыбаки, засыпающие озеро пустыми водочными бутылками и прочим мусором, и даже добропорядочные туристы: джиперы и вездеходчики распахали все окрестности монастыря, нанеся непоправимый вред экосистеме болота.
"Чтобы воздвигнуть новый храм, храм должен быть разрушен - таков закон" - Ницше.
Сегодня в холодных стенах снова горят свечи.
При храме живут несколько отшельников, срубивших небольшую часовенку, и занимающихся консервационными работами.
Скромный ручеек пожертвований - капля в море необходимых средств, так что до серьезной реставрации этого уникального храма пока еще очень далеко.
Да и кому он нужен, этот храм, спрятанный посреди болот - кроме туристов-экстремалов, которых и развалины вполне устраивают? На этот вопрос я получил неожиданный ответ, встретив шагающую по замерзшей гати семью паломников.
Хочется верить, что когда-нибудь Рдейский монастырь будет восстановлен. А до той поры - это еще один памятник двум силам, живущим внутри человека - силе веры и силе разрушения.