Тест этого автомобиля с самого начала пошел не по плану. Планировался тест обычного атмосферного "Форика", но взглянув в документы, я чуть не выронил их из рук. 241 лошадка! А это значит, что сегодня в рубрике “спец-тест” - самый “заряженный” серийный Subaru Forester XT с двухлитровым турбомотором.
Встречаем по одежке
Автомобили Subaru всегда отличались от других автомобилей. Оппозитные турбодвигатели двигатели с низким центром тяжести на малолитражках.Постоянный полный привод на всем, включая кей-кары и микроавтобусы. Конкурировать с автогигантами относительно небольшой по мировым меркам компании можно только за счет реальных отличий, и они у марки есть: парням из Subaru никогда не приходилось краснеть за начинку своих автомобилей. Победы на раллийных трассах упрочили инженерную славу Subaru.
Дизайнерам марки, в отличие от инженеров, всегда перепадало меньше славы - серьезные, а не косметические обновления внешности и интерьера в модельном ряду Subaru происходили в последние два десятилетия реже, чем у лидеров авторынка. Но появившийся в 2014 году новый Forester уже четвертого по счету поколения своим внешним видом доказывает: всему свое время! И если прежде дизайн “форика” можно было политкорректно назвать консервативным, то новичок выглядит вполне современно.
Мускулистая пластика кузова, хромированные вставки - снаружи новый “Лесник” предстает джентельменом хорошо одетым, подтянутым и состоятельным.
И, что немаловажно, практичным - дорожный просвет у Forester составляет внушительные 22 сантиметра, а небольшой угол наклона задней стойки кузова указывает на просторный багажник.
Большие колеса на красивых 18-ти дюймовых дисках добавляют облику спортивности и азарта. Впрочем, снаружи “заряженный” Forester практически неотличим от “младших” моделей линейки: в новом поколении дизайнеры решили отказаться от самого главного традиционного отличия турбо-версии, а именно - воздухозаборника на капоте.
Возможно, от скрытого расположения воздухопровода под капотом аэродинамика стала лучше, но мне, как старому поклоннику японской марки, было бы приятнее, если бы ноздря осталась на своем месте. Остальные отличия минимальны - это “приспортивленный” бампер, металлическая защита картера вместо пластиковой.
В салоне - свежо и просторно. Автомобили этой модели всегда отличались высокой крышей, и Forester 2014 года не является исключением. Места над головой немало даже при вертикальной посадке и поднятом до предела кресле. Обзорность по сторонам - отличная.
Панорамный люк с электроприводом делает салон светлым и просторным - а значит, и комфортным для обитания.
"Крыша-небо"!
Посадка высокая - как в типичном современном кроссовере. Кресла имеют широкий профиль и высокие валики боковой поддержки. Водительское кресло снабжено электроприводами. До спортивных ковшей сидушки не дотягивают, но для повседневной эксплуатации - в самый раз.
Интерьер - современен. Строгие линии и простые формы создают минималистичный дизайн торпеды, не перегруженный артефактами и лишними деталями.
Все ключевые элементы просты для понимания и использования, будь то панель приборов, управление радиостанцией, выбор режимов работы трансмиссии или настройка бортового компьютера. Как и в любом автомобиле Subaru, в салоне Forester функциональность - прежде всего!
Панель приборов отлично читается. Разметка шкалы спидометра - до внушительных 260 км.ч. По паспорту максималка составляет 221 км.ч., но нет никаких сомнений, что легкий тюнинг позволит разогнаться и быстрее.
На дисплей бортового компьютера выводится масса полезной и бесполезной информации: температура масла, давление наддува, данные самодиагностики, распределение крутящего момента и многое другое.
Двухзонный климат -контроль - соответствие требованиям класса
Мультимедийная система имеет в своем арсенале всеядный медиа-плеер, слот для SD-карты, систему голосового управления, навигацию и акустику Harman/Kardon. Все вместе это играет неплохо и даже слегка премиально - спасибо хорошей шумоизоляции, что само по себе для большинства японских авто редкость.
Пассажиры с заднего сиденья если и будут на что-то жаловаться в этой машине, то скорее на вашу манеру езды, чем на дискомфорт посадки. Места для ног, по ширине и высоте вполне достаточно для троих взрослых.
Просторный багажник имеет объем в 505 литров. Задние сиденья складываются в почти ровный пол с небольшой ступенькой, увеличивая полезный объем до величины в 1564 литра. В общем, горный велосипед влезает легко. Дверь багажник оборудована электроприводом.
Арсенал
Как у всякого порядочного лесника, у Forester XT есть оружие. Не какая-нибудь дедовская мелкашка - настоящий крупнокалиберный карабин, сделанный талантливыми японскими оружейниками.
Знакомый по своей “атмосферной” версии под капотом Subaru BRZ, двухлитровый оппозитный четырехцилиндровый двигатель FA20 DIT с непосредтсвенным впрыском топлива и турбиной типа “твинскролл” выдает 241 л.с. и 350 Ньютонов момента в диапазоне 2400-3600 об/мин. Серьезная энерговооруженность для автомобиля снаряженной массой чуть более полутора тонн! Динамика разгона подтверждает это предположение: XT развивает сотню за 7.5 сек. Ураган! И для данного двигателя это не предел: в Японии Forester XT продается также в форсированной до 280 л.с. версии. Такой Forester набирает сотню всего за 6.4 секунды.
Что позволяет Forester быть таким быстрым? Прежде всего, новейший клино-цепной вариатор Lineatronic CVT - такие же будут ставиться на Subaru Impreza WRX 2015 года. Я всегда был поклонником вариаторов за безразрывный разгон, за плавность, которую обретает езда, за оптимальное использование крутящего момента. Вариатор на Forester не только обеспечивает все перечисленное, но и имеет несколько алгоритмов работы, в зависимости от выбранного режима системы SI-Drive.
Система имеет три режима, выбираемых клавишами на рулевом колесе.
В режиме I (Intelligent) вы получаете слегка задемпфированные реакции на педали газа и максимально плавный разгон - все как на обычном вариаторе.
В режиме S (Sport) трансмиссия имитирует работу шестиступенчатой АКПП. Переключать передачи можно и вручную - при помощи подрулевых лепестков. Педаль газа становится заметно острее, при ее нажатии следует мгновеннный отклик. С легкими рывками при переключении вариатор охотно и молниеносно врубает “передачу” пониже, позволяя добиться более спортивного характера разгона. Именно такие настройки оптимальны для шасси Forester XT.
Самый “спортивный” режим - S# (Sport Sharp) прибавляет на счетчике виртуальных передач две единицы. Да-да, в этом режиме вариатор имитирует работу 8-и ступенчатой преселективной АКПП. Настройки акселератора обостряются до предела, что в движении по городу или трассе только мешает. Мощный турбоподхват, следующий за легким поглаживанием педали не лучший помощник, когда впереди маячит корма другого авто. Теоретически, такая резкость позволяет легче срывать колёса в пробуксовку, но с этим и в обычном режиме S у Forester проблемы нет даже на асфальте. А на грунте режим S# и вовсе ни к чему - реакции акселератора черезчур резки.
Система полного привода Subaru Forester XT - это постоянный полный привод с активным распределением крутящего момента. По умолчанию крутящий момент распределяется между передними и задними колесами в соотношении 60:40. Система может перераспределять момент при помощи электронно-управляемой многодисковой муфты.
Она в реальном времени управляется сигналами с датчиков поворота руля, угловой скорости колес, положения педалей газа и тормоза. Действуя в комплексе с частично отключаемой системой стабилизации VDC, полный привод данного типа призван улучшить управляемость автомобиля во всех дорожных условиях.
Большая клавиша X-Mode на центральном тоннеле заведует запуском одноименной системы, предназначенной специально для бездорожья.
Нажатие кнопки включает внедорожный алгоритм работы системы стабилизации, а также активирует систему помощи при спуске, которая отключается при превышении скорости 20 км.ч.
После краткого экскурса по технической начинке, мы вплотную подошли к вопросу - как же едет новый Forester XT? А едет он просто замечательно!
Полетели!
Нажатие на газ, и последующий за ним разгон вжимает в кресло. Машина идет за педалью, точнее, летит за ней. Неважно, какой режим трансмиссии SI-Drive вы выбрали - в любом случае вы получите захватывающее ускорение с любой скорости, которое пьянит и кружит голову. Forester будто парит над землей, подобно хищной птице.
При этом первое, что чувствуешь после наслаждения разгоном - комфорт. В подвеске Forester XT нет ни капли той зубодробительной жесткости, которая является чертой настоящих спортивных автомобилей. Но это к лучшему: все неровности покрытия упруго растворяются в подвеске, без стуков и тряски. По ездовому комфорту Forester не уступает лучшим представителям класса.
Вместе с тем, инженерам Subaru удалось добиться не только комфорта, но и превосходной управляемости. При резких маневрах подвеска не проседает, крены невелики и машина охотно заныривает в повороты, четко прописывая заданный радиус. Даже случись в вираже оказаться яме - можете быть уверены, что это не повлияет на траекторию вашего движения. Усилие на руле оптимально, четкая обратная связь позволяет точно чувствовать положение колес.
В пределе развивается снос всех колес, который можно перевести в скольжение нажатием газа - если заблаговременно отключить противобуксовучную систему. Система стабилизации не отключается до конца, но всегда дает возможность повизжать шинами. Азартный автомобиль!
Самые сильные свои стороны Forester XT демонстрирует на грунтовках. Энергоемкая подвеска, обратная связь на руле, полный привод плюс серьезный запас мощности - все это превращает обычные с виду грейдеры и грунтовки в раллийные спецучастки. Если вы мечтали научиться эффектно проходить повороты в силовом скольжении, то с Forester ваша мечта сбудется. Если вы мечтали о дрифте по распаханным полям, то с этим тоже проблем не будет.
Кочки, ямы и выбоины не сбивают Forester с пути - на грунте он неизменно дарит уже упомянутое чувство полета. Главное тут не перестараться - запчасти на “субу” стоят недешево.
Что на бездорожье? Если в ваших планах штурмовать метровый брод или отправиться в хляби по следам лифтованного УАЗа, то выбирайте другой автомобиль. В остальных случаях Forester XT вас не разочарует: умеренного оффроуда он не боится.
Неплохая геометрическая проходимость (углы съезда 26 градусов, заезда 25 градусов, клиренс 22 см) вкупе с электронно-управляемой муфтой и системой стабилизации с внедорожным режимом X-Mode позволят владельцу этого автомобиля в любую погоду добраться и до дачи, и до речки - и Бог весть знает куда еще.
Миллион восемьсот
Какие конкуренты у Subaru Forester XT? По сочетанию свойств - никаких!
Схожие по классовым признакам Mitsubishi Outlander, Mazda CX-5, Honda CR-V, Toyota Rav4 и даже VW Tiguan в сравнимых комплектациях медленнее, тяжелее, не столь азартны, но обойдутся в среднем на 200 тысяч рублей дешевле - цена нашего “Лесника” составляет 1.8 миллиона рублей.
Дорого? Несомненно. За те деньги, которые просят за тестовый Forester XT, можно купить кроссовер который будет премиальнее (Infinity QX50 2.5 AWD), больше (Hyundai Santa Fe 2.2CRDi) или красивее (Range Rover Evoque TD4). Но ни один из этих автомобилей не подарит вам такого кайфа от повседневной езды!
По динамике и управляемости Forester XT опережает как одноклассников, так и вообще большинство кроссоверов, на которых мне доводилось ездить. Его вполне можно сравнить например с Audi Q5 - с 225-и сильным двигателем 2.0TFSI и АКПП “немец” обойдется как минимум на 300 000 дороже. Да и на грунте Forester явно будет веселее.
Итого: Получилось!
Forester XT - недешевый, быстрый и практичный автомобиль, созданный для водителя. Forester дарит подлинное удовольствие от вождения, создавая чувство полета. Пусть он стал выглядеть, как обычный кроссовер - можете не сомневаться, это самый настоящий Subaru. То есть автомобиль, главные достоинства которого не заканчиваются на дизайне и маркетинге, а начинают проявляться в движении.
Только в полёте живут самолёты, и к автомобилям это тоже относится.
Достоинства Subaru Forester XT 2014
- сочетание мощного двигателя и вариатора
- управляемость
- комфорт
Недостатки Subaru Forester XT 2014
(с) Текст и фото: Артем Ачкасов. Автомобиль на тест предоставлен
ООО Субару Мотор